Владислав Яровой: «Самым сложным вызовом для государственных регуляторов является контроль деятельности в Интернете»

14 Февраля 2020, 15:34

Владислав Яровой: «Самым сложным вызовом для государственных регуляторов является контроль деятельности в Интернете»

 

Обыски в ИТ-компаниях, борьба с онлайн-казино на фоне попыток легализации игорного бизнеса – в последнее время активно обсуждаемые в Украине темы. Чтобы выяснить, насколько законно действуют правоохранители и какие последствия будут иметь последние судебные решения, мы обратились к Владиславу Яровому, СЕО юридической компании VigoLex, которая специализируется на обслуживании онлайн-гемблинга.

Сначала напомним предысторию нашего интервью. За декабрь 2019-го и неполные два месяца с начала этого года произошло несколько резонансных событий. Во-первых, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), на своем сайте опубликовала сообщение о решении суда в отношении немедленного блокирования онлайн-ресурсов с азартными играми. Однако в Едином реестре судебных решений оно на тот момент отсутствовало.

Во-вторых, Нацбанк, а впоследствии и киберполиция разослали банкам письма о необходимости прекратить платежи в пользу игорных заведений и, соответственно, выплаты игрокам. В список, который указан в письме киберполиции, попали онлайн-казино, букмекеры и даже информационные ресурсы.

В-третьих, в декабре прошлого года в ВР Украины был подан законопроект № 2634 (от 19 декабря 2019 г.), который предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Украины с тем, чтобы ввести налогообложение, в частности, для иностранных операторов азартных игр онлайн, которые предоставляют услуги физлицам, а также поставщиков ПО и др.

Напомним, что ранее мы писали о том, какие наиболее популярные разработчики игр для казино.

В-четвертых, недавно прошли обыски в IT-компаниях, разрабатывающих программное обеспечение для игорных операторов.

Оценку каждому случаю дал Владислав Яровой.

Официальных заявлений от провайдеров по поводу письма НКРСИ пока нет (по крайней мере, в открытых источниках). Скажите, что по закону Украины они должны делать после публикации уведомления?

Прежде всего необходимо понимать, что объявление на сайте НКРС выполняет чисто информационную функцию. По состоянию на 18 февраля 2020 года в Едином государственном реестре судебных решений по указанному регулятором номеру уголовного производства нет публично доступного судебного решения.

До получения копии постановления следственного судьи провайдеры имеют право не принимать во внимание информационное сообщение НКРСИ. Сейчас мы видим, что все указанные в нем ресурсы были заблокированы, следовательно, скорее всего, копию постановления операторам прислали напрямую.

Однако все еще остается вопрос, почему решение отсутствует в официальном реестре, хотя следующее решение Днепровского районного суда г. Киева от 30.01.2020 там уже есть.

По каким критериям отбирают эти сайты, учитывая, что в перечни, указанные выше, попали и некоторые информационные ресурсы?

Поскольку решения следственного судьи о наложении ареста по делу № 757/3623/20-к нет в открытом доступе, невозможно определить основания применения ареста, а, соответственно, и критерии, по которым были отобраны веб-ресурсы, внесенные в перечень.

Как показывает практика, закрывают доступ к основным веб-ресурсам, а также их зеркалам, если есть основания полагать, что их используют с целью продвижения игорного бизнеса (доступ к проведению азартных игр в виде игровых автоматов, покерных румов, виртуальной рулетки и возможности делать ставки на спортивные события и т. п.) и/или совершения других преступлений.

Также напоминаю, что решения и постановления суда, в том числе и следственного судьи, можно оспаривать и доказывать незаконность совершенных действий в отношении информационных ресурсов.

Следует обратить внимание, что 12 февраля на сайте НКРС появилось еще одно сообщение, касающееся определения следственного судьи Днепровского районного суда г. Киева по делу № 755/1439/16-к (уголовное производство № 12016100040000990) по блокированию ряда веб-ресурсов, среди которых favorit.com.ua, www.favbet.com и другие.

Какая ответственность ждет интернет-провайдеров и банки, если они не выполнят требования НКРСИ, рекомендации Нацбанка и киберполиции (кстати, она ждет от финансовых учреждений информацию о принятых мерах)?

Во-первых, закрытие доступа к указанным в постановлении веб-ресурсам является не требованием НКРСИ, а резолюцией, изложенной в постановлении следственного судьи, которая подлежит обязательному исполнению. Относительно рекомендации НБУ, изложенной в письме «О неукоснительном соблюдении требований Закона Украины “О запрете игорного бизнеса в Украине”» № 57-0009/2674 от 17.01.2020, следует учитывать, что письмо НБУ не является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению, а носит рекомендательный характер.

Во-вторых, в соответствии с содержанием этого письма, НБУ «подчеркивает необходимость неукоснительного соблюдения требований закона и недопущения расчетов, прямо или косвенно связанных с осуществлением игорного бизнеса.

По моему мнению, банки и другие финансовые учреждения сейчас будут значительно осторожнее во время сотрудничества с клиентами в этой сфере.

Читайте также: Чем опасен бонусхантинг казино для игорных операторов?

Почему в период действия запрета на азартные игры онлайн возникает инициатива включить их в перечень субъектов налогообложения? И почему тогда с ними сейчас так активно борются (хотя раньше, по крайней мере, делали вид, что не замечают)?

Хотя запрет на азартные игры в Украине до сих пор существует, информационное пространство вокруг этой темы пока переполнено разнообразными идеями и предложениями. Это неудивительно, ведь после того, как будет принят закон о легализации игорного бизнеса, Украина действительно испытает кардинальные изменения на рынке гемблинга. Поэтому инициатива о включении азартных игр в перечень субъектов налогообложения не вызывает удивления.

Законопроект № 2634 (от 19 декабря 2019 г.), который предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Украины с целью налогообложения, в частности, дохода иностранных операторов азартных игр, оправдано вызвал шквал критики. Очевидно, что документ требует тщательной доработки. Опасения вызывает небезосновательное предположение, что цель этого законопроекта не наполнение бюджета Украины налогами от доходов иностранных компаний, а введение контроля за интернет-пространством. Многочисленные неопределенности могут стать инструментами цензуры.

Что касается начатой активной борьбы с онлайн-казино, обысков в IT-компаниях, то это, на мой взгляд, можно объяснить стремлением государства полностью взять под контроль рынок. Поэтому мы видим попытки прекратить деятельность как можно большего количества касающихся индустрии игроков с целью старта на новых началах. А также это помогает заинтересованным игрокам стимулировать ускорение принятия закона и введение прозрачных и четких правил игры.

Читайте также: Какой налог с выигрыша в казино в разных странах?

В каких странах есть похожая ситуация, то есть борьба с незаконными гемблинг-операторами в Интернете при полном запрете игорного бизнеса? Какие там используют средства и какая предусматривается ответственность за нарушение закона?

В общем, все страны мира в попытках урегулировать рынок азартных игр сталкиваются с теми же проблемами. С одной стороны, государственные регуляторы стремятся ограничить вредное воздействие, которое могут иметь азартные игры на общество, с другой – учитывая величину денежного оборота на рынке, многим государствам трудно игнорировать положительные стороны легализованного гемблинга, в частности наполнение государственного бюджета, создание рабочих мест, содействие туризму. Большинство развитых стран имеет свои наработанные годами рычаги контроля за деятельностью операторов рынка. Все стремятся установить баланс между положительными и отрицательными аспектами гемблинга. Так, например, действующее законодательство об азартных играх в Великобритании разрешает гемблинг, однако также предусматривает немалые штрафы в случае нарушения установленных требований.

Соединенные Штаты Америки, где в подавляющем большинстве штатов действует строгий запрет на азартные игры, поощряют граждан обращаться к представителям соответствующих органов насчет имеющихся подозрений относительно организации гемблинга.

Самым сложным вызовом для государственных регуляторов, впрочем, был и остается контроль деятельности в Интернете. Возможность обойти блокировку, сложности с определением юрисдикции и другие особенности онлайн-игр продолжают делать интернет-пространство своеобразной серой зоной, которую очень сложно контролировать.

Например, в России действуют запреты и постоянно блокируются сайты онлайн-казино, однако организаторы имеют сотни зеркал, которые продолжают работать в обход всех ограничений.

Во многих странах Африки действует фактический запрет на онлайн-гемблинг, однако реальной технической возможности для блокирования всех онлайн-ресурсов в странах континента нет.

Успешным примером является Китай, где правительство полностью контролирует информационное пространство, а потому там крайне сложно оказывать услуги по организации азартных игр.

Также интересно будет узнать, лудомания – болезнь или простая тяга к азартным играм.

Какие тенденции в борьбе с незаконным онлайн-гемблингом наблюдаются в тех странах, где азартные игры официально разрешены?

Тенденцией можно назвать усиление контроля со стороны государственных органов стран в прицельной борьбе с операторами онлайн-игр, действующих на черном рынке в обход правил лицензирования. Так, например, австралийское правительство обнародовало намерение сотрудничать с местными поставщиками интернет-услуг для блокировки несанкционированных в Австралии интернет-казино и игорных платформ.

Также, несмотря на высокоразвитый рынок азартных игр на Мальте, государственный регулятор азартных игр не так давно отчитался о начале сотрудничества с местными правоохранительными органами, чтобы вытеснить нелегальный гемблинг из страны.

С развитием искусственного интеллекта и возможностью обрабатывать большие массивы данных эффективность борьбы с незаконным онлайн-гемблингом будет расти.

Однако понятно, что организаторы незаконных онлайн-казино также не стоят на месте и постоянно совершенствуют и придумывают новые пути для предоставления услуг во всем мире в обход всех запретов.

Читайте также: Реклама азартных игр в интернете: как сделать легально?

Действительно ли были законные основания для обысков IT-компаний в Киеве и Харькове? Они действительно нарушили закон о запрете азартных игр?

Прежде всего вопрос о наличии законных оснований для проведения обыска решается следственным судьей или судом.

Однако, исходя из публичной информации, одна из компаний занималась трафиком для онлайн-казино, еще одна имела мальтийскую лицензию и, соответственно, мальтийскую компанию, которая предоставляла различные услуги в гемблинг-индустрии. Согласно известной нам информации, уголовные производства открыты по ст. 200, 2032, 209 УК Украины. Исходя из того, что основной претензией является ст. 2032, а в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Украины «О запрете игорного бизнеса», субъектами, на которые распространяется ответственность, являются организаторы азартных игр – физические и юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр с целью получения прибыли. Соответственно, по моему мнению, ни одна, ни другая компания не являются субъектами указанных правонарушений. Ст. 209 должна была быть следствием незаконности полученных доходов от гемблинга, а в отношении ст. 200 – здесь трудно сказать, занимались ли компании незаконными действиями с документами на переводы, платежными картами.

Каким образом разработчики ПО, которые находятся в Украине и сотрудничают с гемблинг-операторами, могут обезопасить себя от таких обысков?

Полностью обезопасить себя от обысков будет почти нереально, но я дам несколько рекомендаций таким компаниям:

  1. Заключите договор с адвокатом, который в случае обыска будет представлять интересы компании и защищать ее.
  2. Наладьте правильное хранение важной документации/оборудования. Лучше всего иметь облачные серверы (или реальные, но в какой-то другой стране), где будет храниться весь ваш софт/документация.
  3. Желательно иметь возможность удаленно блокировать все компьютеры, которые есть в офисе, и дополнительно криптовать всю информацию на компьютере.
  4. Пользуйтесь лицензионным программным обеспечением.
  5. Введите систему безопасности в вашей компании.
  6. Проведите инструктаж для всей команды относительно того, что делать и говорить во время обыска.
  7. Помните: согласно ст. 63 Конституции Украины, вы имеете право не свидетельствовать против себя, членов семьи или близких родственников, поэтому предупредите команду, что каждый имеет право хранить молчание.
  8. Подпишите договора с вашими контрагентами с определенным вознаграждением за создание ПО (главное – не в виде процента от дохода онлайн-казино).

Есть еще и много других мероприятий, необходимых для защиты бизнеса, ведь это вопрос комплексный.

И главное: если вы просто разрабатываете ПО, вы не нарушаете законодательство Украины о запрете азартных игр!

А если к разработчикам уже пришли с обыском, что делать в первую очередь и как потом вернуть изъятое имущество, закрыть уголовные производства на работников (если их открыли) и т. д.?

Если к вам пришли:

  1. Сразу звоните вашему адвокату, поскольку именно от него будет зависеть, насколько правильно будут проводить обыск.
  2. Если есть техническая возможность, блокируйте всю технику.
  3. Обязательно требуйте копию постановления следователя судьи или суда, где прописано место проведения обыска, основания такого проведения, какую информацию планируют найти и тому подобное.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь мешать лицам, которые проводят обыск, но внимательно следите за их действиями и по возможности фиксируйте их. Здесь главная работа будет у вашего адвоката, однако к моменту его прибытия вы должны сами следить за правильностью действий.
  5. Обязательно во время обыска должно быть минимум двое понятых, которые наблюдают за всеми действиями правоохранителей. Именно поэтому обыск должен проводиться комната за комнатой, а не сразу везде.
  6. Если изымается определенная техника, требуйте правильной фиксации следователем ее характеристик (название, серийный номер и т. д.). Иначе, когда выиграете дело, назад можете получить не вашу технику (а какой-то хлам).

Это базовые советы, соблюдение которых поможет вам сохранить свои деньги и выиграть дело в суде.

Читайте также: Как развивается игорный бизнес в Беларуси?

Читайте также: Эксперты назвали лучшие онлайн казино мира

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх