Владислав Кметь: «Законопроект № 2285-д трансформирует игорный бизнес в Украине в элитный бизнес с серьезными инвестициями»

23 Марта 2020, 13:15

Владислав Кметь: «Законопроект № 2285-д трансформирует игорный бизнес в Украине в элитный бизнес с серьезными инвестициями»

 

Легализация игорного бизнеса в Украине вызвала немало дискуссий касаемо его положения вне закона, моральных сторон и государственных решений. Мы пообщались с бывшим операционным управляющим одной из игорных сетей Владиславом Кметем, который поделился с нами, почему операторы стремятся к легализации, кому выгодны черные методы работы и что делать с налоговым вопросом.

Владислав, что может подтолкнуть операторов работать в серой либо черной зоне после легализации?

На сегодняшний день серой или черной зоны практически нет, это единичные прецеденты. Новые нелегальные заведения работают не больше недели-двух, так как их быстро закрывают правоохранители. Правительство довольно результативно справилось с вопросом незаконного гемблинга. Механизм борьбы с теневым игорным бизнесом наиболее эффективен среди тех, что я видел до этого, его следует применять и в будущем, особенно после легализации. Когда все соответствующие органы, не поддерживающие друг друга, включены в процесс, никому не захочется прикрывать нелегальную деятельность.

Я нахожусь в игорном бизнесе с 1998 года и застал период абсолютно официального гемблинга. Операторы приобретали лицензии, брали ежегодные патенты на каждый автомат и игровой стол, официально брали на работу всех работников и платили налоги. Это был бизнес, который пополнял украинский бюджет значительными суммами. А после запрета гемблинга в 2009 году его стали называть чернухой, злом, говорить, что там один криминалитет. Естественно, работа любого бизнеса, если он запрещен, в серых, нелегальных методах – это криминал. Когда запретили работу обмена валют, а обменники продолжали работать – это криминалитет. К примеру, если запретить хостелы, а они будут открыты подпольно – это тоже криминалитет. Уголовным автоматически становится то, что запрещается, но каким-то образом работает.

Операторы игорного бизнеса не заинтересованы в таком. Им безопаснее работать в законном поле, чтобы не иметь арестов, судов и неприятностей с персоналом. Черные методы нужны были только тем, кто прикрывал теневую деятельность. Если более 10 лет игорный бизнес свободно работал, а нам заявляли, что его нет, то понятно, кто это прикрывает и кому это выгодно. Специально формируют условия: легального гемблинга нет, а черный – процветает. Кому-то нужен черный кэш, но не операторам игорного бизнеса. Серьезные мировые корпорации, такие как Ritz, Olympics, Novomatic – настоящие великаны рынка, завершили свою деятельность и выехали из Украины в 2009 году. Ведущие операторы всегда на стороне легализации. Возьмем, к примеру, тот же Лас-Вегас, в который приезжают отнюдь не бедные люди. Кроме самих казино, там устраивают концерты, цирковые представления, боксерские поединки, музеи, выставки, предлагая целую индустрию развлечений. И она имеет полное право на существование. А вот лотереи и забегаловки на каждом углу – это ненормально, такого не должно быть.

Читайте также: Легальная реклама онлайн казино на зарубежной практике

Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Украины для инвесторов?

На высоком уровне, учитывая то, что туризм каждый год демонстрирует рост, особенно Львов и Одесса. В Одессе множество туристов из Турции, Израиля и различных арабских стран. Для них казино в гостиницах – это уместно, поэтому формат расположения казино и игровых автоматов при отелях имеет большое значение для гостиничного и туристического рынка. Но для игорного рынка – это не совсем то, что хотели операторы.

А что тогда хотят игорные операторы?

Если взять закрытые на сегодня сети, то некоторые из них имели тысячи заведений по всей Украине. Разумеется, условно говоря, они были неким франчайзингом – у кого-то 50 объектов, у кого 100, а у кого-то и 200. После принятия законопроекта № 2285-д никакая сеть не сможет сформировать такого количества заведений. Закон гласит, что при лучшем раскладе на территории Украины сможет функционировать не более 1000 игорных заведений. Крупные сети сегодня в прошлом.

Более того, открыть лотерейный клуб было очень доступно, в этот бизнес входил любой, у кого в кармане было $20-30 тысяч. Учитывая новые правила законопроекта, чтобы открыть простенький зал игровых автоматов, потребуется $300-400 тысяч, а казино – вообще миллионы долларов. Поэтому все трансформируется в элитный бизнес для солидных инвесторов, которые готовы рискнуть своим капиталом в долгосрочной перспективе. Это уже будет другой бизнес, а деятельность, которая была до этого – это бизнес для всех, неважно, понимал он что-то в нем или нет. Новый закон отбрасывает мелких и средних операторов, по сути, гемблинг возвратится к состоянию, в котором он был до 2008 года.

Есть мнения, что № 2285-д имеет недостатки, которые приведут к повторному стихийному формированию игорных залов. В Одессе депутат горсовета инициировал сбор подписей против игорных залов в трех- и четырехзвездочных гостиницах и хостелах. Он полагает, что отсутствие системы предоставления звезд гостиницам даст операторам лазейку к массовому открытию таких залов – когда покупают несколько квартир, объединяют их, а помещение называют отелем либо хостелом, хотя по факту там будет игорный зал. Как вы считаете, реален ли вообще такой сценарий?

Выдача лицензий согласно новому закону предусматривает фактическое соответствие заявленному числу звезд. Реестры таких гостиниц есть, они доступны в государственных управлениях. Поэтому любым двум-трем квартирам или хостелу никто не даст право размещать такой объект. Лицензию будут выдавать на конкретный адрес, то есть необходимо ее задекларировать, и затем помещения проверят на тот факт, действительно ли это отель и соответствует ли он своим звездам. Поэтому депутат явно преувеличил угрозу. Конечно, многие отели, у которых нет трех звезд, будут вынуждены их получить.

Для рынка гостиниц Украины это положительное направление, ведь некоторые отели избегали мороки с получением сертификатов, поскольку не видели в них смысла. Грубо говоря, можно краской на фасаде добавить себе звезды, которые никто не будет проверять. А теперь проверят, потому что без этого не дадут лицензию на размещение игровых автоматов или казино. Нужно будет следовать данным условиям и улучшать сервис либо остаться без лицензии. Хостелы вообще никак не обозначены в законопроекте. Депутат явно переоценил угрозу, но я соглашусь, что следует серьезно подходить к вопросу выдачи лицензии и контроля звездности отелей. Но этих заведений не будет так много, ведь чтобы получить три звезды, необходимо выполнить ряд серьезных условий. Я часто путешествую по Украине и могу сказать, что разница между настоящими и ненастоящими трехзвездочными отелями видна сразу. И не забываем о реестре – если отель с тремя звездами в нем зарегистрирован как хостел, то лицензии ему никто не даст.

Интересно то, что не все отели хотят размещать игорные залы. Во Львове, например, отказываются, им это неинтересно. Во-первых, в таких отелях казино не будет, там можно расположить только игровые автоматы. А во-вторых, во Львове это зачастую авторские и бутик-отели со своими особенностями, атмосферой и фишками. И зал игровых автоматов им не нужен, даже если оператор будет платить огромные деньги за аренду. И в-третьих, в большинстве трехзвездочных отелей нет площади в 150-300 квадратных метров, которая предусмотрена законом.

Читайте также: Как открыть казино в Беларуси?

Что вы можете отметить по поводу высказываний об игорном бизнесе как о зле, которое нужно запретить, ведь он ломает человеческие жизни?

То, что игорный бизнес и азартные игры являются основой для зависимости у некоторых людей – это истина. Такие участники проигрывают не только деньги, квартиры, бизнес, но и оставляют свои семьи без средств. В новом законе прописан контроль за подобным явлением, в частности, жена может написать заявление, чтобы ее супруга не впускали в игорные заведения. Методика вполне нормальная, и если есть единая база и штрафные санкции, то казино или зал автоматов выполнит просьбу женщины. Зависимых людей (лудоманов) действительно не стоит подпускать к азартным играм, я с этим согласен.

Большую роль в этом играет контекст нашего государства. Во время экономического кризиса множество людей используют азартные заведения не в качестве способа развлечения или отдыха, а как вариант поправить свое материальное положение: мне необходимо вернуть тысячу долларов, зайду-ка в казино, вдруг повезет, и я их выиграю. С такими мыслями лучше туда не заходить. Я точно уверен, что к азартным заведениям стоит заходить для проведения своего досуга. Или если у тебя есть лишние деньги, ты с ними мысленно попрощался и готов потратить на развлечения, тогда приходи и развлекайся. И когда семья или близкие люди узнают, что такой человек проиграл кучу денег, естественно, они начинают ненавидеть и оскорблять игорный бизнес. Но с таким же успехом можно осуждать бары, рестораны или кафе, которые посещают как обычные граждане, так и люди с алкогольной зависимостью. Здесь все зависит от личных качеств. Чем более подконтрольна система, чем больше рычагов контроля лудомании, тем быстрее вся эта черная репутация гемблинга уйдет. Система будет работать, а зависимых людей не будут пускать в залы. Для этого потребуется время и полная легальность работы. Серые и черные методы работы приведут только к негативным откликам и плохой репутации.

Существуют мнения, что повышенная стоимость лицензии и налоговые ставки отпугнут операторов от украинского рынка. Каково у вас мнение по этому поводу?

Если прислушаться к операторам, разумеется, данный вопрос нужно решать. Если посчитать инвестиции, цену открытия, объем прибыли с каждого автомата или стола, то окажется, что налоги действительно завышены примерно в 2 раза. Лицензия, ежегодные патенты, дополнительные налоги, цена оборудования, арендная плата отелям (которые завышают цены в десятки раз) – это все финансовые расходы. И в таких условиях оператору будет невыгодно открывать игровые автоматы или казино. Если такое произойдет, то государственные органы поймут: денежные средства, на которые они рассчитывали, не пришли. И госслужащие сами пойдут навстречу и уменьшат налоговые и лицензионные ставки. Какой тогда смысл принимать закон, если поступления в госбюджет будут в 5 раз меньше, чем ожидалось. Я считаю, рынок все отрегулирует, и это правильный шаг, ведь похожие ситуации происходили и в других государствах. Страна хочет и планирует что-то одно, но бизнесмены никогда не будут вкладывать свои активы, если умеют грамотно считать и оценивать риски. Они все рассчитают и не будут сюда заходить, потому что это им неинтересно и невыгодно.

Государственный регулирующий орган – какими должны быть его функции и обязанности?

С этим вопросом пока все сложно. У меня нет представления, как его будут формировать. И как мы, операторы рынка, можем все понять и прозрачно наблюдать за работой регулятора? Худшее место в этом законе – формирование органа, который сможет развести коррупцию в области гемблинга. Об этом в законопроекте мало точной информации. Есть функции по выдаче лицензий, контроль, наложение штрафов. Но кто эти люди, кто их назначает и как их прозрачно контролировать – не обозначено. Поэтому я считаю это место слабым в законе. Меня больше интересует контроль регулятора, поскольку нужно исключить коррупционные риски.

Читайте также: Какой налог на выигрыш в казино предусмотрен в разных странах?

Читайте также: Интеграция игр в казино: топ разработчиков софта

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх