О проблемах закона об игорном бизнесе и о том, почему не стоит торопиться – Александр Чебаненко

03 Января 2020, 09:38

О проблемах закона об игорном бизнесе и о том, почему не стоит торопиться – Александр Чебаненко

На 2020-й в Украине запланировано, что поступления в госбюджет от игорной индустрии могут превысить 5 млрд гривен. Но до конца года депутаты не приняли ни одного соответствующего законопроекта, хотя их было восемь. Мы обсудили это с экспертом программы реформирования правоохранительной и судебной системы Украинского института будущего – Александром Чебаненко.

По вашему мнению, в чем причина сложившейся ситуации? Какой вы видите выход из нее?

После запрета в 2009 году игорный бизнес почти полностью ушел в тень. Зарабатывая десятки миллионов в месяц, он лишь укрепил свои позиции. Возможно, с этим связан тот факт, что многие зарегистрированные в парламенте проекты в той или иной степени являются лоббистскими и не слишком учитывают интересы общества. Несомненно, основная задача лоббистов – добиться своей выгоды и попытаться объяснить наличие определенных пунктов в своих законопроектах исключительно интересами граждан, неспособностью власти выполнять надзор и желанием подвинуть криминалитет с азартной арены.

Какова же цель операторов в контексте неизбежности появления легального игорного бизнеса?

Разделим их на несколько групп.

Условная первая – выступает за то, чтобы сохранить действующую ситуацию (отсутствие регулирования и неограниченная реклама) или допустить легализацию на максимально либеральных условиях. Их поддерживают и теневые компании, действующие под видом лотерей. К ним же относятся те, кто заинтересован привезти в Украину старые игровые автоматы и прочий хлам с зарубежных складов. Их приоритет – онлайн-ставки и игровые автоматы, а это наиболее опасные с точки зрения лудомании игры. К этой же группе относятся представители офшорных и иностранных операторов.

Вторая группа хочет создания органа по регулированию игорной индустрии. Он должен финансироваться из отдельного фонда и подчиняться правительству. Они, как правило, заявляют, что главное – создать комиссию по коллегиальному принятию решений, а систему контроля оборота денег предлагают хотя бы на первое время заменить фиксированными лицензионными сборами.

Поэтому нет ничего странного в том, что эта группа не заинтересована во внедрении систем финансового и безопасного мониторинга со стороны государства.

Условная третья группа – отдельные собственники гостиниц, земельных участков и просторных помещений, которые выступают за размещение там казино и залов игровых автоматов. Они лоббируют минимальные ограничения и максимальное количество игровых автоматов. Не исключено, что легализация на условиях этой группы приведет к росту лудомании.

Четвертая группа относится к лотерейному лобби. Они хотят сохранить свой бизнес и восстановить доверие со стороны общества, ведь нелегальные залы в основном работали под видом лотерей.

Когда проект закона № 2285-д был отправлен на доработку, СМИ и отдельные лидеры мнений стали говорить о провале легализации игорной сферы в Украине. Как думаете, что будет дальше?

Надеюсь, депутаты поняли, что нужен в первую очередь закон о противодействии лудомании и установлении законных, прозрачных и равных для всех правил.

Провал ожидает нас в случае, если они проголосуют за любой из проектов, аналогичных предыдущим.

О чем именно речь?

Есть проблема с системами мониторинга. Без постоянного госконтроля движения всех денежных потоков ничего не изменится, только тогда игорный рынок будет лицемерно называться «легальным».

Системы контроля и мониторинга нужно ввести еще до начала легальной работы игорного бизнеса. Иначе этот вопрос будет постоянно оттягиваться, а уровень беззакония – повышаться. И не стоит ожидать наполнения казны.

Для гарантированного наполнения казны у нас вводят плату за лицензию – так, мол, операторы заплатят баснословные суммы и сами будут отслеживать нелегалов.

Это, конечно, не выдерживает никакой критики. Так государство полностью снимает с себя ответственность. А компании, получившие лицензии, начнут вводить рисковые игры, пытаясь вернуть расходы на лицензии, из-за чего только повысится уровень лудомании. Между тем за последние три года средний возраст страдающих этим заболеванием снизился с 25 до 20 лет.

Как обстоит нынешняя ситуация с игорными заведениями?

Когда депутаты отказались проголосовать за доработанный проект, исполнительная власть приостановила действие всех разрешительных документов по ведению лото-бизнеса и начались рейды против игорных заведений. Но это  не выход, требуется комплексное долгосрочное решение.

В ЕС, например, государства регулирует игорный рынок, исходя из своей специфики.

Рынок Украины, конечно, привлекает благодаря достаточно большому количеству населения. Но должны быть равные условия для всех операторов. При этом допускать можно только компании, являющиеся резидентами, даже если конечные бенефициары – заграничные.

Что будет, если введут создание игорных зон?

Тогда одно из направлений развития этих территорий – концессионные соглашения с будущими инвесторами на основе прозрачных конкурсов. Акцентировать внимание нужно на инфраструктурных проектах и защите от лудомании.

Даст ли легализация гемблинга финансирование спорту?

Такой подход применяют в ряде стран. Однако в Украине подобная связь часто воспринимается как пропаганда игорного бизнеса.

Основное задание государства – легализация рынка и одновременное сохранение баланса, чтобы этот бизнес снова не ушел в тень.

Читайте также: Игорный бизнес в Беларуси

Читайте также: Реклама казино

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх