КРАИЛ – едва ли не единственный государственный орган, который является для операторов другом, а не угрозой – Николай Мельник

29 Декабря 2021, 17:34

КРАИЛ – едва ли не единственный государственный орган, который является для операторов другом, а не угрозой – Николай Мельник

В этом году, кроме достижений, легальный гемблинг столкнулся с рядом проблем, так или иначе тормозящих развитие индустрии. Об этих сложностях мы и поговорили с членом КЭС Николаем Мельником, который рассказал о статусе положения по финмониторингу, норме в 500 метров между учебными заведениями и слот-залами, инвестиционном климате Украины и борьбе правоохранителей с нелегалами.

Какие проблемы остались нерешенными для игорного бизнеса в 2021 году?

Следует отметить, что, с формальной точки зрения, главным вопросом, до сих пор не решенным для гемблинга, являются налоги. Непринятие профильного законопроекта № 2713-д ставит большой знак вопроса на перспективах привлечения иностранных инвесторов в Украину.

Украинские операторы уже привыкли к тому, что у нас вопрос налогов – достаточно условный, и какими бы ни были эти налоги, работать можно всегда. Но для иностранных инвесторов, привыкших планировать свою деятельность на 5 и 10 лет вперед, привлекать кредитное финансирование, все просчитывать, ситуация с нерешенными налогами является преградой, которая не позволяет выйти на рынок.

Хочу отметить, что такое политическое решение парламента о нерассмотрении законопроекта № 2713-д – не только популизм, но и глупость. Кроме налогов, конечно, остается важный вопрос общего инвестиционного климата: без нормальных налоговых, правоохранительных и судебных органов операторам довольно сложно вести бизнес в Украине. Единственное, что хоть как-то спасает ситуацию, – это профессиональная роль регулятора. Он едва ли не единственный госорган, который для операторов является другом, а не угрозой.

Давно не было слышно о проекте по финмониторингу для операторов. Расскажите, есть ли какие-либо сдвиги в этом вопросе? Когда ориентировочно можно ожидать принятия документа?

Я могу владеть не всей информацией, касающейся вопроса коммуникации между КРАИЛ и Министерством финансов относительно финмониторинга, но та информация, которая у меня есть, не дает мне оснований говорить о желании Минфина общаться с бизнесом.

В процессе разработки условий финмониторинга министерство не проводило достаточное количество встреч с представителями рынка, и это очень плохо. Ведь Минфин ведет себя, как британская королева, которая сидит на троне и не знает, что существует мир за пределами Виндзорского замка. Ситуация, когда уполномоченный орган не слышит бизнес, приводит лишь к тому, что бизнес начинает максимально саботировать действия государства, и такой ситуации следует избегать.

Надеюсь, что в следующем году Министерство финансов изменит свое отношение к налогоплательщикам, благодаря которым и существует.

Когда будет решен вопрос расстояния 500 метров между слот-залами и учебными заведениями?

Вопрос нормы в 500 метров – это история о том, как рядовой нардеп, абсолютно не понимающий сферы регулирования и рынка, но понимающий только «договорняки» в кулуарах, может напакостить целой отрасли.

Вопрос о 500 метрах сейчас достаточно остро стоит перед операторами, которые только собираются выходить на игорный рынок. В то же время нет четкого понимания, что делать и когда найдется тот народный избранник, который внесет хотя бы предложение к законопроекту об изменении нормы в 500 метров.

Следует честно признать, что профильный законопроект, касающийся гемблинга, не идеален и во многих случаях был компромиссным между разными группами влияния и точками зрения.

Но я надеюсь, что в 2022 году эта норма будет отменена, ведь любой другой вариант событий может не удовлетворить прежде всего операторов и бизнес.

Как местные власти относятся к легализации игорного бизнеса? Можно ли сказать, что их риторика поменялась после бюджетных поступлений от лицензий?

Риторика местных властей по поводу легализации игорного бизнеса с приходом 2021 года изменилась кардинально. Если ранее еще встречались определенные политиканы, которые заявляли, что не дадут разрешение игорному бизнесу работать у себя в области, городе, деревне или поселке, то сейчас таковых не осталось. К тому же местные политики пытаются вообще не вспоминать ту риторику, которой манипулировали во время местных выборов.

Это произошло потому, что доходы от лицензий, которые пошли в бюджет (напомню, что в местный бюджет идет 50% от лицензионных платежей), довольно сильно помогли местному бюджету, особенно в наше время, когда территориальные общины испытывают дефицит в поступлениях.

Итак, сейчас каждая адекватная местная власть пытается привлечь игорный бизнес к себе в регион. И дальше эта тенденция будет только усиливаться, ведь все наконец-то поняли, что негативные явления от азартных игр генерирует именно черный гемблинг, а не белый.

Как вы оцениваете, насколько качественно стражам порядка удается бороться с нелегальными заведениями?

На мой взгляд, борьба с нелегальным сегментом остается на уровне 2020 года, когда действительно с отдельными нелегальными пунктами велась борьба, но в большинстве своем она была формальной.

Следует признать, что борьба становится более эффективной там, где появление легальных учреждений создает стимул для правоохранительных органов. То есть там, где появляется легальный зал или казино, начинает исчезать нелегальный бизнес.

Остается ли Украина привлекательной для иностранных инвесторов, учитывая задержку с налоговым законопроектом и «визиты» правоохранителей к легальным организаторам и B2B-лицензиатам?

Следует помнить, что казино в Сайгоне работало даже тогда, когда войска Вьетконга уже были на окраине города, – ведь бизнес есть бизнес. Предприниматель – это человек, который просчитывает риски, смотрит вперед, имеет свое видение. И даже когда правоохранители в Украине не слишком дружественно настроены к бизнесу, а суды в Украине не гарантируют ничего, кроме потери времени и денег, украинцы все равно будут вести здесь свои дела.

Но иностранный инвестор придет в Украину только тогда, когда сможет просчитать ситуацию хотя бы на лет пять вперед. Поэтому пока в стране не будет должного налогового законодательства, иностранцы сюда не придут. По моему мнению, только иностранный инвестор может поднять уровень украинского гемблинга до европейских и мировых стандартов.

Как вы думаете, какие изменения необходимы профильному закону, но пока еще не критичны?

Кроме 500 метров, о которых мы уже говорили, важно уменьшение цен на лицензии. И вообще, Украина должна со временем перейти от легализации гемблинга к либерализации этой сферы. Но с ужесточением ответственности операторов за нарушение прав людей с игровой зависимостью. Подчеркиваю, это должен быть параллельный процесс, и усиление ответственности следует вводить только тогда, когда будут либо более привлекательным инвестиционный климат, либо меньшими налоги. Ведь увеличение ответственности при отсутствии возможности заработать только закроет Украину для иностранных инвесторов из сферы игорного бизнеса.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх