Ирина Сергиенко: «Если предложенная законодателем фискальная нагрузка для игорного бизнеса будет неподъемной, то из тени он не выйдет»

05 Февраля 2020, 09:27

Ирина Сергиенко: «Если предложенная законодателем фискальная нагрузка для игорного бизнеса будет неподъемной, то из тени он не выйдет»

Пока законодатели готовят законопроект об игорном бизнесе ко второму чтению, мы обратились к Ирине Сергиенко, президенту Украинской ассоциации игорной индустрии, чтобы понять, чего можно ожидать от легализации гемблинга в Украине и насколько обоснована критика, которая в основном раздается в СМИ, блогах и в комментариях экспертов и отдельных представителей бизнес-сообщества.

Ирина, эксперты по-разному отзываются о недавно принятом в первом чтении проекте закона о легализации азартных игр в Украине. Как его оцениваете вы?

Принятие законопроекта мы оцениваем положительно, поскольку это означает, что большинство депутатов Верховной Рады Украины поддерживают инициативу президента Украины навести порядок в сфере азартных игр и осознают необходимость вывода большого реально существующего сектора экономики из тени. В то же время сам законопроект, по нашему мнению, требует существенной доработки.

Есть мнение, что этот законопроект – результат лоббизма букмекеров и онлайн-казино. На ваш взгляд, действительно ли в нем для них заложены наиболее выгодные условия работы? В чем именно это выражено?

Считаю, что такое мнение частично обоснованно. Например, размер лицензионных платежей для букмекеров откровенно завышен, если сравнивать с другими странами мира. Это наталкивает на мысль, что при таких условиях регулирования отдельные компании смогут значительно легче реализовать амбиции монополизировать рынок.

Однако не все так однозначно. Многие положения законопроекта откровенно противоречат интересам местных букмекеров. Например, стоимость лицензии для онлайн-казино предусмотрена в размере, эквивалентном примерно $500 000 в год, причем получить ее может, если буквально толковать текст закона и не считать это технической ошибкой, только оператор наземного казино. Если в законе такие условия регулирования сохранятся, то онлайн-казино, в принципе, не выйдет из тени, и букмекеры, соответственно, потеряют часть дохода, поскольку традиционно бизнес онлайн-казино интересен именно для букмекеров, а для наземного казино – как раз нет.

Многим полезно будет также узнать о том, какой налог на выигрыш в казино мира.

Какие положения этого документа могут измениться при подготовке ко второму чтению и почему?

Я бы говорила не о том, какие положения могут измениться, а о том, какие нормы законопроекта необходимо существенно изменить и доработать, чтобы закон стал крепким фундаментом для создания здорового рынка азартных игр, то есть такого, который функционирует прозрачно и интересен не только для отдельных крупных игроков, но и широкого круга иностранных инвесторов.

Пока, повторюсь, вопросов к законопроекту значительно больше, чем ответов. Прежде всего по размеру лицензионных платежей, ограничениям к местам размещения казино и залам игровых автоматов, прозрачности алгоритмов взаимодействия между бизнесом и государственными органами, степени защищенности потребителей игровых услуг. И, конечно же, текст нужно привести в соответствие с требованиями юридической техники.

Критики законопроекта утверждают, что он «не о людях, а о бизнесе и поступлениях в бюджет», то есть в нем практически нет механизмов защиты обычных украинцев от возникновения игровой зависимости и т. п. Что вы думаете об этом?

Не могу c этим полностью согласиться. В законопроекте предусмотрены основные, наиболее распространенные в большинстве стран мира инструменты социально ответственной игры. В частности, минимальный возраст игрока установлен на уровне 21 года, также государство будет вести единый реестр самоограничения игроков. В него будут включать как тех, кто самостоятельно принял решение об ограничении своего доступа к азартным играм, так и лиц, ограниченных в праве играть в судебном порядке по искам родственников и других заинтересованных лиц. Кроме того, предусмотрена обязательная идентификация личности игрока организатором азартных игр в качестве условия допуска к игре, в том числе проверка игрока на предмет наличия о нем информации в государственном реестре самоограничения людей. Считаю, что это немало. Другое дело, что эти нормы законопроекта нужно доработать. Например, сейчас текст не предусматривает надлежащий уровень ответственности организатора азартных игр за нарушение вышеуказанных требований.

Насколько этот законопроект позволит создать в Украине инвестиционно привлекательный рынок? И реально ли, что сюда зайдут иностранные операторы уже в первый год после принятия закона?

К сожалению, по итогам первого чтения украинскому парламенту не удалось выработать достаточно прозрачные и рациональные правила игры, которые дадут иностранным операторам возможность зайти на украинский рынок, стабильно и прогнозируемо осуществлять деятельность. Поэтому пока рано делать положительные прогнозы. Однако в стенах Верховной Рады Украины ежедневно ведется активная работа по доработке законопроекта ко второму чтению, проходят рабочие группы с участием депутатов, представителей бизнеса, общественности, экспертов. При этом по многим вопросам, которые имеют ключевое значение, принимаются принципиально новые, более рациональные и жизнеспособные решения. Так что надежда получить на выходе пусть не идеальный, но приемлемый для иностранных инвесторов закон все-таки есть.

Каковы ваши прогнозы относительно того, когда законопроект вынесут на голосование во втором чтении?

Если законопроект будет рассматриваться с соблюдением требований регламента Верховной Рады, то не раньше 17 февраля 2019 года.

Во сколько вы оцениваете объем нелегального игорного рынка в Украине по итогам 2018 и 2019 года?

Предпочитаю воздержаться от таких оценок. Рынок работает в тени, оценить его объемы достаточно точно при таком положении вещей трудно.

Насколько реально, что игорный бизнес в дальнейшем не будет работать в тени (параллельно с легальным)? Что будет этому способствовать или препятствовать?

Это будет зависеть от качества закона, который будет в конечном итоге принят. Если будет текст, который мы сейчас имеем, то есть все предпосылки для того, чтобы значительная часть бизнеса осталась в тени. И здесь следует понимать, что первостепенное значение для бизнеса имеют цифры. Если предложенная законодателем фискальная нагрузка (лицензионные платежи, налоги и другие сборы) будет для бизнеса неподъемной, то из тени он не выйдет. Также важную роль играют ограничения (барьеры) для входа на рынок, которые должны быть разумными и объективно выполнимыми. Нюансов на самом деле много, и их значение законодателю не стоит недооценивать.

По вашим прогнозам, сколько казино, букмекеров, лотерей начнет работать в Украине уже в первые месяцы после легализации, а также до конца этого года?

Если закон будет утвержден в редакции, принятой в первом чтении, то, по нашим прогнозам, операторов наземных и онлайн-казино, а также букмекеров, которые решатся работать на рынке Украины «в белую», можно будет по пальцам одной руки пересчитать. С игровыми автоматами немного другая ситуация.

Может ли измениться количество игровых автоматов на 1 тыс. населения через год после легализации, учитывая нормы законопроекта?

Да. Такая возможность предусмотрена законопроектом.

Какой потенциал у украинского легального гемблинг-рынка на ближайшие несколько лет?

Давайте подождем, пока будет принят закон, и тогда сможем оценить потенциал.

Напомним, что ранее мы писали о том, какие наиболее известные производители игр казино.

Читайте также: Реклама азартных игр в Интернете: как сделать легально?

Читайте также: Игорный бизнес в Беларуси: состояние гемблинг-отрасли

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх