Антон Кучухидзе: «Игорному бизнесу стоит готовиться к полноценному запуску украинской гемблинг-индустрии»

05 Августа 2020, 13:00

Антон Кучухидзе: «Игорному бизнесу стоит готовиться к полноценному запуску украинской гемблинг-индустрии»

Законопроект № 2285-д приняли и направили на подпись президенту. Но что будет дальше? Мы пообщались на эту тему с политологом-международником Антоном Кучухидзе, который рассказал об этапах переходного периода перед полноценным запуском игорного рынка, а также шагах, которые должен сделать бизнес для оперативного начала работы. Также эксперт коснулся государственных решений, без принятия которых невозможно полное и эффективное функционирование азартных игр на территории Украины.

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию вокруг игорного бизнеса в Украине?

Позиционирую себя как оптимист. Когда в 2013-2014 годах некоторые западные компании интересовались выходом на украинский игорный рынок, я четко говорил, что этого делать однозначно не нужно. Ведь мы отлично понимаем, каким тогда он был. Точнее, тогда и рынка как такового не существовало. Сегодня же сделан только первый шаг в виде принятия законопроекта № 2285-д. Это хороший сигнал как для внутреннего бизнеса, так и для иностранных компаний.

Имеет ли этот сигнал последствия для Украины?

Конечно. Например, согласно инсайдам, капитализация гостиницы «Днепр» увеличена благодаря возможности открыть там казино. По разным оценкам, сумма на аукционе выросла с 300 млн до 1,1 млрд гривен. Другими словами, закон еще не вступил в силу, его еще не подписал президент, но смежные бизнесы уже работают в этом направлении.

Каково ваше видение переходного периода для игорного бизнеса?

Условно его можно разделить на три этапа, которые должны проходить параллельно и дополнять друг друга. Первый – это, собственно, сам сигнал, подготовка бизнеса для выхода на рынок Украины, который уже состоялся. Из частных бесед с органами местной власти, особенно на юге Украины, могу сказать, что турецкие компании очень интересуются или уже существующими объектами, или строительством новых, но только под казино. Ни для кого не секрет: опыт Грузии и Беларуси демонстрирует: турецкие компании и инвесторы заинтересованы в гостиничном бизнесе с точки зрения создания при нем казино. В Турции, кроме лотереи и отдельных исключений, азартные игры запрещены, поэтому турецкие игроки и бизнес ведут свою деятельность за рубежом.

Второй этап я бы назвал государственным. Речь идет о создании регулятора, подготовке нормативно-правовой базы, установлении лицензионных условий и выдаче самых лицензий.

И третий этап, который, по моему мнению, является финальным аккордом, – битва за налоги. Сюда входят принятие поправок в Налоговый кодекс, внедрение сбалансированного подхода к налоговой нагрузке на бизнес и отмена налога на выигрыш для игрока.

Что должен сделать бизнес за этот период?

Государство организует и создает политику, но если просто сидеть и ждать, то можно оказаться неготовым во время полного запуска бизнеса в стране. Поэтому уже сегодня бизнесмены и инвесторы должны решать многие задачи. В частности, нужно проанализировать законодательство, поскольку крайне важно создать юридическую структуру бизнеса на основе правильной команды юристов. Игорный бизнес в Украине только создается, будет много ошибок и со стороны государства, и со стороны бизнеса, возможные манипуляции. Это все необходимо отслеживать и исправлять.

Далее следует определиться с видами деятельности в сфере азартных игр. С югом Украины и турецкими инвесторами все понятно: если их интересуют только казино, то они и будут выстраивать свою юридическую структуру и планировать расходы именно на этот вид деятельности. После голосования за законопроект № 2285-д во втором чтении некоторые крупные беттинг-компании тоже сделали заявления о готовности работать на рынке Украины. По сути, это будет расширение, может, кто-то захочет вести сразу несколько направлений и получать различные лицензии. Я думаю, мы увидим следующую картину: крупные компании, которые давно на глобальном рынке, абсолютно беспрепятственно будут занимать свои ниши, учитывая их опыт и репутацию. Кроме того, есть определенные требования, которые прописаны для операторов в законе. Например, аккумулировать финансы, поскольку предусмотренный размер уставного капитала – не менее 30 млн гривен.

Вся эта предварительная подготовка позволит оперативно запустить бизнес, когда регулятор начнет выдавать лицензии. Также операторы должны создать технический потенциал по обеспечению игорного бизнеса. Я имею в виду не только внутренние процессы, но и взаимодействие с той же системой онлайн-мониторинга и обмен данных с государственным регулятором.

И еще один из пунктов переходного периода – поиск персонала для функционирования выбранного направления азартных игр. Не забываем, что 12 лет гемблинг находился в тени, поэтому тем же казино сейчас очень важно найти крупье, администраторов и тому подобное.

Кроме крупных зарубежных компаний, однозначно свою нишу займет и украинский бизнес, возможно, в большей степени это коснется IT-сферы. Нужно или попытаться найти международных партнеров и привести их на рынок, или же прибегнуть к другим инструментам для создания бизнеса в Украине. Речь идет преимущественно об онлайн-казино.

Бизнес почему-то привык молчать и созерцать, и он имеет на это право. Но одновременно следует понимать одну вещь: поскольку есть политическая воля к легализации бизнеса азартных игр, это состоится в любом случае. И бизнесу уже стоит самому немного поработать над тем, чтобы быть готовым на момент запуска рынка.

Каких дальнейших шагов следует ожидать от государства для запуска рынка?

Согласно нынешней ситуацией, по самым оптимистичным оценкам, два месяца займет создание государственного регулятора – Комиссии по азартным играм и лотереям, которая будет разрабатывать лицензионные условия, подзаконные акты и готовить рынок к полному запуску – это, по лучшим прогнозам, займет от двух до шести месяцев. Как политический консультант скажу, что могут быть задержки. Вспомним, например, 2019-й, в котором приняли бюджет на 2020 год с прописанными поступлениями от легализации азартных игр в размере 4,4 млрд гривен, но процедура принятия законопроекта затянулась по объективным и субъективным причинам. Поэтому я думаю, что Кабмин заинтересован работать в турборежиме, потому что по проекту закона № 2285-д (ст. 8) уполномоченный орган будет разрабатывать и подавать на утверждение Кабинета министров лицензионные условия для осуществления деятельности. Соответственно, все зависит не только от регулятора, но и от оперативности Кабмина и сопротивления, которое на уровне исполнительной власти могут оказать противники легализации.

Не стоит забывать, что парламент еще должен проголосовать за изменения в государственный бюджет, чтобы обеспечить финансирование регулятора. И открытым остается вопрос, станет ли этот аспект политизированным. Я думаю, политиканы попытаются демонизировать всю эту историю и блокировать процесс. Власть должна быть готова к тому, что каждый поэтапный шаг, необходимый для создания регулятора, будет сопровождаться противодействием. Кроме того, для полноценного функционирования регулятора должна быть создана рабочая группа. Здесь мы находимся в ситуации, которую следует понимать и бизнесу: у нас в стране есть профессионалы с точки зрения бизнеса, но в государственном аппарате таких профессионалов очень мало. Поэтому задача такой рабочей группы – все-таки слышать бизнес, чтобы максимально эффективно пройти подготовительный период для запуска регулятора.

Еще одним, более долгосрочным этапом станет создание системы онлайн-мониторинга. После запуска рынка на это потребуется два года и еще шесть месяцев – для подключения операторов. И здесь снова важен диалог, ведь бывает так, что власть хочет видеть в этой системе все данные, в том числе и личные, а европейская практика показывает, что достаточно двух цифр (вход и выход финансовых потоков), поскольку модуль мониторинга предназначен просто высчитывать GGR, налоговые ставки на который вступят в силу с 1 января 2024 года.

Что будет с игорным бизнесом до введения налогообложения с GGR?

У нас есть несправедливая ситуация, созданная изменениями в 2016 году, когда без профильного закона ввели налог на выигрыш в размере 18% и создали GGR для потенциальных операторов. Вся эта вакханалия должна быть прекращена, и сегодня, по информации из кулуаров Верховной Рады, в профильном комитете уже не было противоречий при рассмотрении законопроекта № 2713-д. Этот документ согласовали с бизнесом, и он содержит три принципиальные вещи: отсрочка GGR до 1 января 2024-го, адекватные налоговые ставки на него и нулевое налоговое взыскании с выигрыша для игрока. Это хороший шаг, поскольку наличие этого налога отбивало бы у человека желание играть в украинской юрисдикции. Италия, Германия, Великобритания, Польша, Румыния имеют нулевую ставку на выигрыш, в Беларуси – 4%, в Грузии – от 1 до 5%. Отсутствие налога на выигрыш даст Украине конкурентное преимущество над соседними странами, ведь игроку будет выгоднее играть именно в нашей юрисдикции.

Читайте также: Игорный бизнес в Беларуси

Читайте также: Реклама казино

Комментарии:
Сейчас читают
вверх