В Верховной Раде Украины регистрируют все новые проекты законов по легализации игорного бизнеса. Прокомментировать происходящее мы попросили Артура Палатного – народного депутата Украины VII-VIII созывов, председателя Комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма, члена Исполкома НОК Украины.
Каково ваше отношения к легализации игорной индустрии? Сколько проектов уже было зарегистрировано?
На сегодня их уже 8. Интересно, что, 6 из них представлены депутатами из фракции «Слуга народа». По своему опыту допускаю, что это только воспрепятствует качественному и быстрому решению вопроса.Чому сьогодні практично з геометричною прогресією росте кількість законопроєктів, що регулюють сферу грального бізнесу?
Почему количество этих законопроектов так стремительно растет?
По моему мнению, причин тут несколько:
- лоббирование интересов различных лиц и индустрий, борьба за сферы влияния;
- желание некоторых «выслужиться» перед главой государства, который публично заявил о намерении вывести из тени игорную сферу и легализовать казино;
- определенные группы хотят воспрепятствовать политике президента и заблокировать его инициативы.
Какие механизмы регулирования могут быть предусмотрены в Украине после легализации?
Исходя из международного опыта, выделим 3 модели госрегулирования азартной сферы:
полностью ее запретить;
- частично узаконить отдельные виды азартных игр и создать специальные игорные зоны;
- полностью легализовать, при этом необходим жесткий контроль со стороны государства.
Я склоняюсь к 3-му варианту, хотя создание спецтерриторий тоже активно обсуждается.
Что думаете по поводу все еще действующего запрета на игорный бизнес?
В 2009 году, когда был принят соответствующий закон, я, будучи сторонником легального игорного бизнеса в Украине, но с более строгим регулированием и контролем, считал такой путь не совсем правильным. Спустя годы мы видим, что закон о запрете индустрии не решил возложенных на него задач. Игорный бизнес продолжает существовать, но уже «в тени», не платит налоги и выступает дополнительным источником коррупции и организованной преступности.
Украина потеряла немалые налоговые поступления, которые могли бы идти на инфраструктурные, спортивные и просветительские проекты. Кроме того, легализация казино даст и тысячи официальных рабочих мест.
Отмечу также, что в 2009 году предполагалось качественно урегулировать эту сферу, разработать более совершенное законодательство для создания специальных игорных зон. На это Кабмину было дано 90 дней. Однако за 10 лет так ничего и не сделано.
Почему так сложилось?
За время своей работы в Верховной Раде я видел немало законопроектов по регулированию рынка азартных игр. Одни были отозваны, другие сняты из-за лобби или коррупционных схем, третьи были зарегистрированы, но так и не рассмотрены. В чем причина? Главным образом в том, что каждый из них отражал интересы только его авторов, не учитывая позиции других сторон.
Какой проект закона нужно принять сейчас?
Стоит брать за основу законопроект № 2285, дорабатывать его и совершенствовать. Важно при этом разделить букмекерство, лотереи, онлайн-гемблинг и казино.
В отношении последних стоит перенять опыт Европы, т. е. открывать игорные заведения только в дорогих гостиницах, аэропортах, специальных зонах. Для посещения же следовало бы ввести обязательную идентификацию личности.
В госбюджете на 2020 год заложено 3 млрд гривен как поступления от легального игорного бизнеса. Это действительно реальные цифры?
Легализация принесет Украине 4-5 млрд грн ежегодно – только на начальном этапе. В эту сумму входят плата за лицензию, налоги с доходов, НДС на сопутствующие услуги, минимальное количество рабочих мест, определенная законом.
Главное – строго контролировать работу игорного рынка на государственном уровне.
Читайте также: Игорный бизнес в Беларуси
Читайте также: Реклама казино