Анна Буяджи: «Украине следует ориентироваться на ключевые положения европейского законодательства по гемблингу»

15 Июня 2020, 17:00

Анна Буяджи: «Украине следует ориентироваться на ключевые положения европейского законодательства по гемблингу»

Уже не первую пленарную неделю специалисты и потенциальные игроки ожидают принятия законопроекта № 2285-д, который возвратит игорный бизнес в Украине в легальное поле. Вместе с этим в Европейском союзе активно работают над интеграцией новых правил работы гемблинг-операторов. В какой степени это приняли к сведению украинские законодатели и заинтересует ли «белый» украинский игорный бизнес инвесторов зарубежья. Об этих и прочих аспектах мы говорили с Анной Буяджи, управляющим партнером адвокатского объединения «ВигоЛекс», заслуженным юристом Украины, д. ю. н.

Насколько привлекательной для зарубежных инвесторов является возможность сформировать игорную зону в Украине в рамках возведения гостиничного комплекса (такая возможность предлагается проектом закона № 2285-д)? И операторы каких государств могут это делать?

Бесспорно, сейчас активно обсуждают и рассматривают данное предложение, проходят консультации с крупнейшими международными участниками гемблинг-рынка. Ключевой вопрос – насколько интересной для вкладчиков будет предложение Украины сооружать гостиничные комплексы категории пять звезд и параллельно с этим обустраивать в таких местах игорные зоны.

Напомню, что, согласно законопроекту № 2285-д в редакции, подготовленной ко второму чтению, предусмотрено, что в случае реализации отдельных инвестиционных проектов по организации и проведению азартных игр казино, это реализуется по решению Кабинета министров Украины на базе инвестиционной лицензии, выдаваемой уполномоченным органом при условии возведения заявителем гостиничного комплекса уровня пять звезд с номерным фондом не меньше 200 (двухсот) номеров (в Киеве) либо 150 (ста пятидесяти) номеров (в остальных городах) и дает право организовывать и проводить азартные игры в игорных клубах казино, расположенных в таком гостиничном комплексе.

Мнения потенциальных инвесторов по этому поводу, насколько я знаю, разделились. С одной стороны, Украина достаточно интересна как со стороны развития гостиничного бизнеса, так и в плане развития гемблинга. Согласитесь, в Украине не так много 5-звездочных отелей, а те, которые работают, уже давно «забронированы» желающими открыть казино, как только это будет легально на национальном уровне. Иными словами, если популярная гемблинговая корпорация захочет открыть казино в одном из предложенных 5-звездочных гостиниц, то с большой вероятностью не сможет это реализовать в связи с отсутствием «свободных» отелей. Таким образом, ей придется либо договариваться с украинскими собственниками казино – выступать партнерами, пытаться выкупить часть в казино и т. д., – либо ждать, когда «освободится» место. При таких обстоятельствах постройка нового отеля считается отличным и перспективным способом «входа» зарубежной гемблинг-компании на рынок Украины. В плюсе остается и инвестор, и Украина, которая привлечет зарубежные инвестиции и получит еще один 5-звездочный отель. А это еще одна ступень к развитию туризма, появление новых рабочих мест и налогов.

Однако существует еще другая сторона такой медали, которая останавливает будущих инвесторов, – нестабильное экономическое положение в стране, регулярные правки в законодательстве, устрашающие истории о «наездах» правоохранительных и налоговых служб, а также драматичный опыт 2009 года, когда из-за запрета игорной деятельности фирмы, занятые в этой индустрии, потеряли сотни миллионов долларов. К слову, Украина до сих пор является участницей некоторых международных споров, где истцом выступает иностранная организация, которая потеряла свои инвестиции из-за введения закона о запрете игорного бизнеса.

К сожалению, в Украине законы изменяются внезапно и зачастую нелогично, поэтому для любого инвестора трудно спрогнозировать, насколько рентабельной окажется такая инвестиция. Отличным примером непоследовательности и неадекватности украинской власти является Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно усовершенствования администрирования налогов, ликвидации технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» № 466-IX, который вступил в силу 23 мая 2020 года. Им предусмотрены повышенные налоговые ставки для азартных игр с применением игровых автоматов. То есть игорный бизнес еще не узаконен, а ставки налога уже внедрены, еще и на таком уровне, который отбивает желание у потенциальных инвесторов связываться с Украиной.

Более того, мы живем во время всемирного карантина, который никто не ждал и не мог предусмотреть. Его первые последствия уже заметны, но, по моему мнению, основные экономические потери будут впереди. Сейчас потенциальные вкладчики не торопятся инвестировать средства, тем более в такие высокорисковые проекты, как инвестиции в Украину.

Недавно EGBA предоставила первый кодекс ответственной рекламы для азартной деятельности в Интернете. Следует ли Украине отталкиваться от условий этого документа? И какие инструменты для этого государству нужно ввести?

Да, в марте 2020 года Европейская ассоциация азартных игр и ставок (EGBA) разработала инструкцию по безопасному онлайн-гемблингу и ответственной рекламе. Документ поддержали гемблинг-ассоциации Франции, Португалии, Бельгии, Великобритании, а также Швеции, ФРГ, Дании, Мальты, Норвегии, Австрии и Нидерландов. В нем указано, что реклама не должна рассматривать азартные игры как решение социальных, индивидуальных либо финансовых проблем и предлагать участникам играть для избавления от скуки. Посетителей нужно тщательно отслеживать касаемо проблемного поведения в азартных играх в соответствии с нормами GDPR, а веб-сайты должны внедрить лимиты на депозиты.

Следующим шагом EGBA стало внедрение Кодекса ответственной рекламы для азартных игр в Интернете, который интегрирует основные стандарты для рекламного контента всех типов азартных игр на всех медиаплатформах (телевидение, радио, социальные площадки и т. д.). Основная задача документа – сделать гемблинг безопасным развлечением.

Читайте также: Рейтинг онлайн казино Европы

Кодекс распространяется на всех членов EGBA, открыт для подписания операторами и может применяться во всех государствах ЕС/ЕЭЗ и Великобритании. Важно подчеркнуть, что кодекс призван дополнить, а не заменить национальные инструменты защиты клиентов в секторе онлайн-гемблинга.

Формально положения кодекса не могут прямо применяться в Украине: во-первых, в стране до сих пор действует запрет игорной деятельности, а во-вторых, Украина не является членом ЕС или ЕЭЗ. Мое мнение заключается в том, что Украине следует ориентироваться на ключевые положения вышеуказанных документов с целью внедрения основ социально ответственного гемблинга.

Я всегда была на стороне легализации игорного бизнеса в Украине в плане выхода этого бизнеса из тени (нет сомнений, что подпольно игорный бизнес работал все время, несмотря на запрещающие факторы) и возможности получения грандиозных поступлений в виде налогов и сборов. В то же время я всегда настаивала на том, чтобы соблюдались ответственные и разумные принципы в рекламе азартных игр в Интернете и в борьбе с игроманией.

Такой вопрос стал особенно уместным именно во время мирового локдауна. Для людей, имеющих склонность к лудомании, круглосуточный и практически неограниченный доступ к азартным играм представляет собой реальную опасность как психологического, так и финансового характера. При таком формате онлайн-гемблинг не должен рекламироваться как панацея от скуки, стресса и отсутствия финансов. Поэтому, по моему мнению, украинскому законодателю следует имплементировать такие требования к рекламе игры в Интернете:

  • информация о возможности выигрыша должна быть максимально правдивой и реальной;
  • не должно быть заявлений о том, что азартные игры могут привести к социальному успеху, улучшению индивидуальных качеств и повышению самооценки, привлекательности игроков;
  • азартные игры не должны предлагаться в качестве альтернативы трудоустройству и решения финансовых проблем;
  • в рекламе не должно быть указаний, что гемблинг важнее семьи, друзей, работы или учебы, а также формулировок типа «тебе нечего терять», «твой следующий приз ждет тебя», «поспеши, чтобы выиграть»;
  • реклама не должна распространяться на несовершеннолетних/лиц, которым по закону запрещено участвовать в азартных играх;
  • участника нужно предупреждать о рисках гемблинга и о необходимости в нужное время остановиться;
  • любая реклама должна содержать символ с ограничением по возрасту и контакты горячей линии поддержки людям, страдающим лудоманией и имеющим другие проблемы, связанные с азартными играми.

К сожалению, пока что законопроект, подготовленный ко второму чтению, упомянутых положений не содержит. Нормы, касающиеся рекламы игорной деятельности, согласно заключительным и переходным положениям проекта закона должны быть добавлены в Закон Украины «О рекламе». Они носят весьма ограниченный характер и не учитывают множества требований к рекламе азартных игр, предусмотренных европейским законодательством. Хотя, я полагаю, что принципы социально ответственной рекламы должны быть закреплены именно в специальном законе об игорном бизнесе, а в законе о рекламе только конкретизированы. Однако, по всей видимости, законодатель больше занят делением потенциального рынка, чем составлением условий для социально ответственной игры, несмотря на все, что мы постоянно слышим из зала Верховной Рады.

Читайте также: Как развивается игорный бизнес в Беларуси

Также EGBA предложила разработать единую схему контроля азартного рынка Европейского союза. Скажите, о каких тенденциях это свидетельствует и, по вашим соображениям, почему появилась такая инициатива?

Формирование единой системы регулирования отношений в сегменте азартных игр в ЕС считается абсолютно логичным и правомерным. Гемблинг – важный раздел экономики и в эпоху информационных технологий уже давно находится за рамками одной страны. Поэтому отсутствие унифицированной законодательной базы в секторе азартных игр и полная автономия стран-членов устанавливать на национальном уровне требования и нормы гемблинга препятствуют образованию внутреннего рынка азартных игр в ЕС.

Поскольку Интернет безграничен и онлайн-сегмент азартных игр продолжает активно набирать обороты, всевозможные подходы к нормативной регламентации негативно отражаются на защите уязвимых пользователей.

Граждане ЕС могут свободно посещать веб-ресурсы операторов с любого государства Сообщества, однако законодательный контроль и уровень информационной, материальной и психологической безопасности будет отличаться от юрисдикции к юрисдикции. Плюс ко всему отличается и налогообложение. К примеру, в некоторых государствах процессы, связанные с гемблингом, считаются объектом НДС (причем по различным ставкам), а в некоторых странах – нет. Возникает логичный вопрос – как определить налоговую резидентность игрока с целью грамотного начисления налога? Сегодня это происходит автоматически, по IP-адресу пользователя, однако он может войти через VPN любой страны и тем самым умышленно либо неумышленно «изменить» страну, где будет оплачиваться или не оплачиваться НДС.

Важно также подчеркнуть, что в 2014 году Европейская комиссия совершила попытку интеграции единых принципов защиты онлайн-гемблинга в ЕС через выдачу рекомендаций 2014/478/E, которые устанавливают общие положения насчет идентификации игроков, предотвращения участия несовершеннолетних в азартной деятельности и меры социальной ответственности. Но по причине того, что рекомендации не имеют юридически обязательной силы, страны не торопятся реализовывать принципы на государственном уровне.

Предположим, только в 14 странах ЕС введены национальные реестры, позволяющие пользователю самостоятельно ограничить себе (временно или навсегда) допуск к лицензированным в стране сервисам с азартными играми.

К слову, проект украинского закона, подготовленный ко второму чтению, предусматривает формирование реестра лиц, которым ограничен доступ к игорным объектам и/или участие в азартных играх, который должен вести уполномоченный орган. Ограничения участия лица в азартных играх осуществляется посредством внесения информации о лице в указанный реестр по его собственной инициативе, по обоснованному заявлению членов семьи первой степени родства либо законных представителей или по решению суда. Безусловно, существование данной нормы является прогрессивным и грамотным, поскольку эффективность такого инструментария в борьбе с лудоманией очевидна.

Но есть важный момент: игрок, который ограничил себе доступ к интернет-порталам национальных операторов, может свободно играть на сервисах операторов из других стран ЕС. Таким образом, необходимой защиты нет, и риски для такого лица продолжают существовать. Оптимальным выходом из ситуации является создание интегрированного реестра для жителей ЕС.

Еще одним аспектом, который должен ускорить процесс интеграции унифицированного регулирования, является обеспечение соответствия обработки индивидуальных данных игроков стандартам GDPR. Операторы обрабатывают большой массив персональных данных для улучшения взаимодействия с пользователем, персонализации развлечений, а также для соответствия нормативным требованиям, условиям лицензии. В частности, процедура Know Your Client помогает не только отслеживать и препятствовать совершению преступлений в сфере азартных игр (особенно отмыванию средств), но и бороться с проблемным гемблингом и участием несовершеннолетних в развлечениях на деньги.

Кстати, в заключении Комитета Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины с Европейским союзом касательно проекта закона об игорном бизнесе отмечается, что проект закона не учитывает основные положения Регламента Европейского Парламента и Совета 2016/679 от 27 апреля 2016 года о защите физических лиц в связи с обработкой персональных данных и о свободном движении таких данных, то есть не соответствует стандартам GDPR. Это касается положений, которые распространяются на граждан других стран, кроме Украины.

Итак, по моему мнению, единство игорного бизнеса стран ЕС в разработке стандартов соблюдения принципов обработки персональных данных с учетом специфики и рискованности деятельности просто необходимо. С этой целью в январе 2020 года EGBA начала консультации по принятию отраслевого Кодекса соответствия GDPR для онлайн-гемблинга, но насколько Украина присоединится к этому процессу и учтет положения европейского законодательства – остается открытым вопросом.

Читайте также: Налог на выигрыш в казино: мировая практика

Поскольку Украина планирует вступление в ЕС, то пытается имплементировать европейское законодательство в новые и действующие украинские законы. Если в ЕС таки сформируют единую систему регулирования рынка азартных игр, насколько придется менять законопроект № 2285-д и другие законы, которые будут регламентировать работу игорного рынка?

По моему мнению, формирование единой системы регулирования рынка азартных игр в ЕС является вопросом важным, но не приоритетным. Сейчас государства ЕС сконцентрированы на выходе из локдауна и преодолении последствий рецессии в экономике. И процесс образования унифицированной нормативной базы может продолжаться до нескольких лет. Поэтому пока самое важное для Украины – учесть положительный опыт отдельных стран, общие мировые тенденции и ввести рынок азартных игр. После легализации гемблинга стране однозначно нужен срок адаптации, чтобы понять, какие механизмы оправданы, а какие создают коррупционную составляющую или поле для злоупотреблений.

Сейчас Верховная Рада активно готовится к голосованию закона об игорном бизнесе, но какой финальный вариант документа будет принят, пока рано говорить.

Впрочем, изменения проекта закона ко второму чтению уже неприятно удивили. Среди прочего ч. 5 ст. 2 проекта закона предусматривает, что к азартным играм не относится выпуск и проведение лотерей, что стало неожиданностью для всех. Это при том, что в первой редакции закона была прямо противоположная норма. Более того, путь, избранный законодателем, противоречит общемировой практике. В частности, в Великобритании лотереи считаются азартной игрой и регулируются Gambling Act 2005 года; на Мальте для проведения лотерей нужна лицензия типа 1 – такая же, как для рулетки, блэкджека, баккара, покер и фэнтези-спорта; в Австрии лотереи также считаются азартными играми и регулируются соответствующим законом об азартных играх (Glucksspiegesetz); в США лотереи регулируются на уровне каждого штата отдельно, но Американская игровая ассоциация включает лотереи к азартным играм.

Хотя, чтобы быть уже до конца честными, Украина не новатор в этой части – такая норма перенята у страны-агрессора, ведь именно в Российской Федерации положение Федерального закона об азартных играх не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей. Выводы пусть каждый делает самостоятельно, но, как говорил наш современник: «Совпадение? Не думаю!».

Поэтому я очень сомневаюсь, что создатели проекта занимаются имплементацией европейских стандартов в новый закон, а не борьбой за сферы влияния. В любом случае, я полагаю, для начала нужно хотя бы как-то узаконить игорный бизнес, а уже в будущем совершенствовать правила игры на рынке, тем более что вполне возможно, в дальнейшем Украина будет испытывать давление со стороны Европейского союза по адаптации к европейскому законодательству и в этой сфере тоже.

За какое время Украина сможет разработать свои стандарты к игровому оборудованию и что может ускорить этот процесс?

Это вопрос комплексный и довольно сложный. С одной стороны, можно взять за основу те требования к игровому оборудованию, которые существовали до запрета игорного бизнеса, их обновить с учетом норм к аналогичному оборудованию в других странах, где сегодня его используют. В общем, на мой взгляд, для экспертов в этой сфере это легко реализуется, тем более что именно в данном секторе существуют международные стандарты сертификации.

Вопрос состоит в другом. Как обозначено в проекте закона об игорном бизнесе, уполномоченный орган устанавливает исключительный список игрового оборудования, подлежащего обязательной сертификации, и перечень субъектов сертификации игрового оборудования... Сертификация и инспектирование игрового оборудования на соответствие установленным техническим нормам (стандартам) проводятся в соответствии с установленным порядком субъектами сертификации, перечень которых определен уполномоченным органом.

Итак, можно подытожить: для начала требуется «с нуля» создать уполномоченный орган, что может занять не один день и не один месяц, так как придется пройти все организационные процедуры (принятие Кабмином министров Украины решения о создании органа, поиск помещения, проведение конкурсов на должности в этом органе по усложненной процедуре, ведь конкурс на избрание председателя и членов уполномоченного органа должна проводить не Комиссия высшего корпуса, как для всех государственных служащих категории А, а специально сформированная Кабинетом министров Украины комиссия, образованная по представлению комитета Верховной Рады Украина). Только после полноценного запуска этого органа он сможет перейти к формированию правил игры на рынке, в том числе и к определению лицензионных условий для каждого из направлений гемблинга, а также установлению требований к сертификации игрового оборудования. Поэтому сейчас сложно прогнозировать, сколько времени это может занять. Как по мне, все будет зависеть от политической воли – желания или нежелания быстро и полноценно запустить в работу новый орган государственной власти. Политизированный порядок назначения председателя и членов уполномоченного органа, прописанный в проекте закона ко второму чтению, а также длительный срок и полная секретность принятия закона ставят под сомнение, что дальнейшие процессы ведения игорного бизнеса в Украине будут идти открыто и с молниеносной скоростью.

Какие еще поправки в мировой гемблинг-индустрии будут иметь прямое влияние на формирование украинского игорного рынка и его конкурентоспособность?

Распространение эпидемии COVID-19 в мире открыло новый потенциал онлайн-сегмента гемблинга как единственной возможности игрокам проверить свою фортуну, оставаясь при этом дома. Стало понятно, что азартные игры в Интернете является наиболее адаптивными и имеют немало превосходств перед офлайном, конечно, из-за своей доступности 24/7 создают определенные риски для уязвимых слоев населения. Из положительного – онлайн быстро адаптировался к отмене большинства спортивных ивентов и предложил ценителям ставок на спорт заманчивые альтернативы – беттинг на погоду, киберспортивные состязания, а в США впервые попытались легально поставить ставки на политику. Есть предпосылки, что будущее именно за легальной игорной деятельностью в онлайне с соблюдением норм социальной ответственности, введением рычагов самоограничения, лимитов депозитов.

Что касается Украины, то, разумеется, о достижении уровня Австралии, Греции или Испании в ближайшее время даже не идет речи. Основная задача – сформировать законный рынок и перестать заниматься подменой понятий. Украине нужно предложить бизнесу подходящие условия, чтобы вывести его из тени: адекватную налоговую систему, стабильное законодательство, прозрачные процедуры лицензирования и национального контроля, отсутствие отдельных правил для «своих» и для «чужих». Если государство не гарантирует цивилизованные правила игры, то о достижениях других стран в плане развития рынка азартных игр мы будем узнавать разве что из СМИ либо международных гемблинг-выставок.

Кстати, какие государства вы считаете конкурентами для Украины в части азартных игр и почему именно их?

Трудно говорить о конкуренции, поскольку рынок азартных игр неоднороден и все время меняется, тем более, для того чтобы что-то сравнивать, важно определить критерии для сравнения. В некоторых государствах более развит офлайн-сегмент, а в некоторых, наоборот, стремительно развивается онлайн. Где-то преобладают ценители «одноруких бандитов», а где-то львиная доля рынка принадлежит беттингу либо покеру. В любом случае, чтобы что-то говорить на 100%, нужно понаблюдать, как заработает рынок азартных игр на территории Украины.

Читайте также: Легальная реклама казино в Интернете

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх