Алексей Евченко: «В случае легализации азартной деятельности будут задействованы все экономические составляющие государства, приносящие прибыль»

07 Октября 2019, 11:26

Алексей Евченко: «В случае легализации азартной деятельности будут задействованы все экономические составляющие государства, приносящие прибыль»

Нынешний теневой статус игорного бизнеса и его легализация поднимают ряд важных для Украины вопросов. Как общество относится к данному процессу, а также каковы перспективы развития смежных сегментов при условии узаконивания гемблинг-индустрии, рассказал Алексей Евченко, вице-президент Украинской ассоциации игорной индустрии, управляющий партнер фирмы ArtBuild Hotel Group и экс-советник по туризму министра экономики.

Алексей, чем занимается Украинская ассоциация игорной индустрии?

Мы стараемся изменить общественное мнение и продемонстрировать, что игорный бизнес – это не зло. Если грамотно его организовать, он приносит государству прибыль и становится существенно более подконтрольным. И это меньшее зло, чем, если бы был тот игорный бизнес, который сегодня в Украине – «в подполье», ориентированный больше, проще выражаясь, на «раздевание» незащищенных слоев населения, ведь подпольные казино посещают в основном обычные граждане. А если разумно сформировать законодательную базу и выделить конкретные локации для казино, туда будет не так легко попасть таким людям. Это первое. Во-вторых, существуют определенные возрастные ограничения, которые не позволяют молодежи, детям находиться в азартных заведениях. Также реестры, которые дают возможность отсеивать лудоманов – игроков, которые подвержены игорной зависимости.

Читайте также: Что такое лудомания и так ли она опасна?

Насколько законопроект, о котором сейчас так много разговоров, готов для реализации?

Игорный бизнес в стране запретили в 2009 году. С того времени было много литераций и законопроектов, которые подавали в Верховную Раду на различных уровнях: обрабатывали в комитетах, рассматривали на общих встречах, круглых столах. Нельзя утверждать, что существовал единый законопроект. В каждый исторический момент были определенные ограничения таких законопроектов. Понятно, что люди, которые их инициировали, преследовали те или иные интересы.

Очень трудно было сформировать законопроект, который бы полностью удовлетворял всех стейкхолдеров и участников рынка. Кроме того, существует много видов этого законопроекта. Созданный в 2016 году документ, к примеру, мы называли «три в одном»: вмещал в себя и казино, и лотереи, и беттинг. Такой вариант был сделан, поскольку очень много интересов у депутатов пересекаются. Думали, что в таком формате законопроект будет проще утвердить. Однако участники серого рынка в реальности не хотели выпускать его из своих рук, и законопроекты блокировали на каждом из этапов прохождения. Ни один так и не был вынесен в зал ВР.

Любой законопроект разрабатывается под историческое время и определенные реалии, существующие на рынке. Говоря про документ, который должен быть создан сейчас, то пришли новые люди. В идеале они обязаны объединить профессиональные сообщества, экспертные, сформировать рабочую группу, создать круглый стол, обсудить определенные концепции и наработки, которые уже есть, и потом имплементировать их в законодательство. Естественно, изучив международный опыт тех государств, которые уже прошли этот путь, взяв оттуда самое лучшее. Ведь невозможно просто заниматься плагиатом и копировать зарубежный опыт – он у нас не сработает на 100%, как сработал в тех странах, откуда мы его заимствуем. Вот после этого всего можно формировать определенные законодательные инициативы. Я вам скажу по своему опыту, что написание такого рода законопроектов занимает уйму времени. Для того чтобы были проработаны все аспекты закона качественно, я считаю, одного месяца мало. Но президент поставил ограниченный срок, посмотрим, как Кабинет министров и Министерство финансов выполнят эту задачу.

А почему одного месяца недостаточно?

Дело в том, что у нас существует некая проблематика: отсутствуют качественные эксперты, которые знают все нормы, касающиеся принятия игорного законодательства. Ведь нужно предусмотреть не только то, в каких местах будут находиться казино. Следует также подумать, каким будет налогообложение, причем и субъектов, и объектов игорного бизнеса, внутренние особенности работы этого бизнеса. Возможно, стоит внедрить определенные технические ограничения для создания казино, на число персонала, который должен там работать, квалификацию этого персонала. Итак, есть множество вопросов, которые не лежат на поверхности, но, если глубоко и качественно прорабатывать эту тему, они несомненно всплывут и в дальнейшем могут оказаться тем краеугольным камнем, который не даст развиваться игорному бизнесу, даже несмотря на принятие закона.

Мне приходилось общаться со своими коллегами и экспертами рынка. У всех есть определенные опасения: закон будет настолько сырой, что вместо положительного эффекта будет иметь обратный – заблокирует выход на рынок крупных международных участников, не даст создать качественные игорные зоны и тому подобное.

Я бы к этому относился с некоторой опаской и не пытался строить наполеоновские планы – сделать пятилетку за два года.

Напомним, что ранее мы писали о том, какой налог на выигрыш в казино разных стран.

Какой может быть схема входа инвесторов на украинский гемблинг-рынок?

Во-первых, никогда не было одной точки входа. Во-вторых, и это очень важно, все будет зависеть от того, какие нормы будет иметь окончательный законопроект. Будет ли определено подразделение, которое отдельно займется игорным бизнесом? Предположим, Национальная комиссия по игорному бизнесу. Или им станет департамент, который будет находиться внутри Министерства финансов? Всплывает много вопросов. Сейчас можно только прогнозировать, предсказывать, как все будет в дальнейшем. Однако это только мысли вслух. Я не знаю, какие будут окончательные нормы закона, регламентирующие оборот этого бизнеса: в каких местах позволят, какую цену лицензии установят, будет ли ограничено их число? Будут ли эти лицензии действовать только в городе или за его пределами тоже? Сколько планируется игорных зон в Украине и т. п. В зависимости от этих аспектов в дальнейшем будет формироваться в том числе упрощенная или усложненная система выхода инвесторов на рынок.

Где, по вашему мнению, будут расположены игорные зоны?

Игорный бизнес – это составляющая туризма, и чтобы она функционировала качественно, нужна транспортная инфраструктура. Если мы говорим о привлечении зарубежных туристов и игроков, дополнительных инвестиций – а именно в этом должно быть заинтересовано государство для больших денежных поступлений в нашу экономику, – тогда необходимы места, где есть качественное транспортное сообщение. В частности, города-миллионники с аэропортами.

По территории Украина – крупнейшее государство в Европе, поэтому мы можем себе позволить две игорные зоны. Вероятнее всего, одна будет размещена на юге, в Одесской области, а вторая – в Карпатах, в зависимости от того, как будут настроены эти места. В общем игорные зоны часто размещают либо в отдаленных районах, либо в местах рекреации, там, где есть еще дополнительный сервис для туристов.

Какие преимущества игорного бизнеса для экономики страны?

  • Первое – существенное дополнительное пополнение бюджета.
  • Второе – детенизация этого бизнеса, соответственно, выход экономических потоков из-под коррупционной составляющей государства. И это также значимо для нашей страны.
  • Третье – защищенность игроков.
  • Четвертое – несомненно, инвестиции.
  • Пятое – качественное развитие туристического бизнеса.
  • Шестое – дополнительное развитие транспортной инфраструктуры, ведь, как уже упоминалось ранее, чтобы сформировать качественную игорную зону, следует просматривать состояние основных транспортных узлов.

Итак, все экономические компоненты государства, приносящие прибыль, будут задействованы в данном процессе – с точки зрения инвестиций, налогов и положительного экономического имиджа. Страна начнет продвигаться в сторону правильной международной экономической модели: не закрытой, коррупционной и тенизированной, а полностью открытой и доступной для зарубежных игроков.

Читайте также: Игорный бизнес в Беларуси: как развивается гемблинг-индустрия?

Действительно ли следует ограничивать игорные зоны гостиницами?

В своем обращении президент заявил, что мы откроем казино в пятизвездочных гостиницах. Здесь важно понимание того, какие цели перед собой ставит государство. Говоря о достижениях определенных цифр в доходах бюджета, то необходимо посчитать, сколько у нас гостиниц с такой категорией. В Украине с этим очень интересная ситуация: существует более 4 тыс. объектов размещения всевозможного типа, но только около 300 из них официально категоризированных, так как орган исполнительной власти, который должен это делать, не имеет рычагов воздействия на отели, чтобы заставить их категоризироваться. Соответственно, у нас нет полноценного реестра, и мы точно не знаем, сколько в государстве отелей категории пять звезд.

Даже если взять экспертные цифры – их насчитывается около 70, – далеко не все отели имеют нужное количество номеров. А мы говорим о том, что, когда размещаем казино, это не должен быть, условно выражаясь, пятизвездочный отель-бутик, где восемь-двенадцать номеров, так как это влечет за собой определенные инсинуации и люди будут пользоваться этим. Требуется установить качественные технические ограничения, к примеру гостиницы от 100 номеров.

Если мы возьмем математику и экономику и посмотрим, какие именно гостиницы технически действительно могут расположить у себя казино, окажется, что из этих 70 таких будет 25-30. Тогда появляется вопрос: сколько бюджет получит прибыли и сколько должна стоить лицензия, чтобы туда поступило около 6-7 млрд грн прибыли, о которой сегодня говорят некоторые чиновники? Она будет просто запредельной. Учитывая это, нужно четко понимать, чего мы хотим достичь: размещения казино в отелях пять звезд либо определенных экономических показателей и доходности для страны? Сегодня об этом активно дискутируют.

Сейчас мы, в том числе ассоциация, пытаемся показать и донести эти цифры до наших новых руководителей: если вы хотите развивать игорный бизнес и получить определенный экономический эффект, то должны взглянуть на это шире и посчитать экономику.

Сугубо мое мнение – необходимо рассматривать гостиницы и четырех, и пяти звезд. На самом деле отличия у них небольшие, скорее речь идет о том, чтобы ограничить количество лицензий на определенной территории: в городе, игорной зоне или иной местности, например, если это аэропорт и гостиницы рядом. Нужно создать оптимальные условия для инвесторов, когда они поймут: например, в Киеве работает 7-8 казино, что является экономически эффективным – поток туристов, которые будут приезжать в столицу, позволит окупить лицензию. То же касается остальных городов. Такой подход мне кажется более разумным. Более того, думаю, нужно установить стимулы и льготы для формирования больших качественных проектов.

Каковы конкурентные преимущества Украины?

Прежде всего ценообразование. Второе – превосходная качественная кухня. В-третьих, новые неизученные территории, поскольку для многих иностранцев Украина – «терра инкогнита». У нас в стране множество туристических локаций, которые на сегодня не получили качественного развития. Это заведения, где лечат грязями, пустыни и горы, прочие интересные места. Скажем, проведение досуга в Западной Украине с купанием в чанах – такого в Европе вы не найдете, это достаточно интересный опыт, ради которого многие приезжают в Украину, как ни странно.

Читайте также: Рейтинг онлайн казино Европы: топ игорных заведений

Что вы можете сказать об отношении общества к легализации азартных игр?

Я точно знаю: наши люди могут по-разному относиться к игорному бизнесу, но отношение не будет столь враждебным, чтобы идти разрушать какую-то точку. Для этого нужен определенный толчок, организация, финансирование и т. п. К тому же из всех публикаций, которые случаются в последнее время, и комментариев к ним я вижу, что очень существенно изменилось восприятие игорного бизнеса.

Когда стоит ожидать первых признаков положительного влияния легализации игорного бизнеса на экономику Украины?

Если закон будет принят в этом году, до 1 декабря, и проработан на качественном уровне, я думаю, на протяжении двух-трех лет будут заметны первые изменения на игорном рынке. Возможно, к этому времени уже будут сформированы основные скелеты игорных групп и, вероятнее всего, новые проекты, которые в том числе будут содержать потенциальные новые крупные казино.

В течение двух-трех лет мы увидим, какой экономический эффект это даст для туризма, насколько выросло количество людей, которые едут с целью поиграть и познакомиться с традициями и культурой Украиной. Ведь мы понимаем, что, когда игрок едет играть в казино, он занимается не только этим, а еще посещает знаковые места, знакомится с городом, устраивает гастрономический тур. Уже спустя два-три года мы увидим такой эффект.

Здесь еще важно понимать, как будет работать туризм в государстве и насколько ему будет уделено внимания. Вы задали очень хороший вопрос, который мы целиком в этом разговоре не раскрыли, – по продвижению, рекламе, пиару страны. На сегодня наша страна не формирует положительных сообщений наружу, у нас нет своего представления в мире: как мы себя видим, что хотим, чтобы о нас думали и т. п. К сожалению, этого нет. И я думаю, в том числе игорный бизнес поможет сформировать направление такой работы. По крайней мере, я был бы счастлив услышать, что в законопроекте об игорном бизнесе и легализации предусмотрены определенные отчисления от доходов с игорного бизнеса на развитие туризма или другие цели. Так делают в других государствах – там есть определенное число налогов, которые идут на создание социальных благ в области кино, культуры, спорта, туризма и т. д. Сегодня Украина отдельного «туристического» бюджета не имеет, и это весомая ошибка нашей страны.

Читайте также: Реклама азартных игр в интернете в рамках закона

Читайте также: Производители игр казино: выбор игорных операторов

Комментарии:
Сейчас читают
вверх