Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) обнародовала статистику по объему отечественного рынка рекламы за 2021 год и прогнозам его развития в 2022-м. В целом картина складывается следующая: реклама продолжает расти как по объемам в разных вертикалях и на разных площадках, так и по суммам инвестиций. В то же время медийный рекламный рынок увеличился в 2021 году почти на треть, несмотря на большое количество карантинных мероприятий. Свою роль в росте рекламы сыграла и легализация игорного бизнеса.
Реклама в медиа
Телевизионная реклама росла темпами, которые существенно опережали прогнозы. И это явление характерно не только для Украины, но также Европы и США.
Согласно прогнозам, приток инвестиций в ТВ-рекламу продолжится и в 2022 году с тенденцией роста минимум на 15%. При этом вырастет и стоимость этого вида рекламы (от 25%), поскольку спрос будет становиться больше, а рекламное пространство на ТВ – нет.
Будут повышаться и цены на спонсорство, поскольку в эфире стало больше проектов соответствующего формата. Кроме того, в 2022 году состоятся спортивные события мирового масштаба: зимние Олимпийские игры в Пекине и чемпионат мира по футболу. Эксперты ожидают, что стоимость спонсорства вырастет примерно на 10%.
Что касается рекламы в печати, то здесь увеличилось количество рекламодателей, которых издания привлекли своими силами. В общей сложности около 70% рекламы, которую медиа размещали в этом году, было привлечено ими самостоятельно, остальные 30% размещали рекламные агентства. В местных или региональных изданиях 100% рекламы было от украинских заказчиков, в национальных же – до 25% кампаний от международных рекламодателей.
По данным Украинской ассоциации медиабизнеса, в 2021 году 50% дохода издатели получили от рекламы в печатных изданиях, остальные 50% поступили из цифровых продуктов или онлайн-сектора.
Хорошо себя показало в этом году и радио. Здесь сыграла на руку легализация игорного бизнеса, поскольку среднестатистический слушатель радио – мужчина в возрасте 39 лет, параллельно являющийся целевой аудиторией букмекеров и онлайн-казино. Последние в несколько раз увеличили расходы именно на радиорекламу, кроме того, рост произошел и благодаря регулярному появлению новых лицензионных операторов. Выросли и инвестиции в этот вид рекламы из отраслей электронной коммерции, кондитерских изделий, мороженого, пива, брендов.
Спрос демонстрирует положительные показатели и на региональную рекламу. Так, общенациональные станции увеличивают количество передатчиков, предпочитая города с населением от 100 до 500 тысяч. Поэтому рост вертикали в 2022-м прогнозируют до 19%.
Читайте также: Самые известные товарные биржи мира
Несмотря на введение карантинных ограничений, хорошо себя чувствует и наружная реклама. Связано это с тем, что во время таких ограничений транспорта на дорогах стало даже больше, чем до пандемии. Это отразилось на объемах размещения, и в 2021 году наружная реклама нарастила 21%.
Лучшие показатели были у отраслей компьютерной техники, связи, медицины, продовольственных товаров, торговли. Развивалась и цифровая составляющая наружной рекламы – увеличились как площади размещения, так и количество рекламодателей в этом сегменте: недвижимость, развлечения, автотранспорт. По сравнению с 2020 годом, в 2021-м цифровая наружная реклама выросла на 78%.
В 2022 году площади обычной наружной рекламы останутся стабильными, а цифровой – увеличатся. По предварительным оценкам, объем сегмента в текущем году составит 4,769 млрд грн, что означает рост в 16%. Объемы цифровой вертикали достигнут 712 млн грн – это на 37% больше показателя 2021 года.
Вид рекламы | В 2021 году, млн грн | Изменения в 2021 году по сравнению с 2020 годом | Прогноз на 2022 год, млн грн | Изменения в 2022 году по сравнению с 2021 годом |
ТВ-реклама в целом | 13 642 | 12% | 15 600 | 14% |
Прямая реклама | 11 854 | 12% | 13 633 | 15% |
Спонсорство | 1 788 | 13% | 1 967 | 10% |
Реклама в прессе в целом | 1 599 | 9,05% | 1 733 | 10,89% |
Национальная пресса | 960 | 10,8% | 1 077 | 12,2% |
Спонсорство в нацпрессе | 243 | 13% | 281 | 15,5% |
Региональная пресса | 268 | 10,25% | 303 | 13% |
Специализированная пресса | 371 | 4% | 394 | 6% |
Радиореклама в целом | 855 | 19% | 1 015 | 19% |
Национальная радиореклама | 605 | 18% | 715 | 18% |
Региональная радиореклама | 80 | 23% | 95 | 19% |
Спонсорская радиореклама | 170 | 21% | 205 | 21% |
Внешняя реклама в целом | 4 098 | 30% | 4 769 | 16% |
Традиционная внешняя реклама | 3 092 | 27% | 3 529 | 14% |
Транспортная реклама | 397 | 13% | 432 | 9% |
Цифровая внешняя реклама | 518 | 78% | 712 | 37% |
Внутренняя реклама | 90 | 6% | 97 | 7% |
Реклама в кинотеатрах | 26 | 30% | 35 | 35% |
Интернет-медиа | 10 833 | 55% | 13 510 | 25% |
Рекламный медиарынок в целом | 31 053 | 26,7% | 36 702 | 18,2% |
Читайте также: Что такое облачные сервисы
Онлайн-реклама
Интернет-сегмент в 2021 году увеличился на 48% по сравнению с 2020-м. В этом году ему прогнозируют рост около 34% благодаря увеличению участия глобальных рекламодателей, низкого порога входа, постпандемического оживления и оттока бюджетов из традиционных медиа.
В 2022 году лучше всего покажут себя видео- и поисковая реклама, где значительную долю рынка будут занимать Google и Facebook, но не исключают и усиления роли TikTok. Рост инфлюенс-маркетинга составит минимум 40% в 2022 году.
В статистике отмечают, что пока нет точной и отработанной методики для оценки рынка поиска. Поэтому для анализа этого направления использовали коэффициенты роста и динамику оборотов компаний, участвовавших в исследовании Бюро интерактивной рекламы (IAB).
Цифровая реклама (по классификации IAB Украина) | 2021 год, млн грн | Изменения в 2021 году по сравнению с 2020 годом | Прогноз на 2022 год, млн грн | Изменения в 2022 году по сравнению с 2021 годом |
Баннерная реклама, объявления в соцсетях | 4 780 | 50% | 5 640 | 18% |
Цифровое видео, включая YouTube | 6 053 | 59% | 7 869 | 30% |
Интернет-медиа в целом | 10 833 | 55% | 13 510 |
|
Платная выдача в поисковиках | 17 835 | 45% | 24 969 | 40% |
Инфлюенс-маркетинг | 505,2 | 50% | 707,28 | 40% |
Другие виды | 693 | 10% | 762,3 | 10% |
Интернет-рынок в целом | 29 867 | 48% | 39 948 | 34% |
Читайте также: История казино Монте-Карло
Маркетинговые сервисы
По всем видам маркетингового сервиса в 2021 году наблюдался положительный прирост, что вывело общий показатель роста сферы на 12%. Лучше всего нарастили показатели event-маркетинг и спонсорство – на 25%. Компании и бренды активно проводили гибридные и онлайн-мероприятия, а летом проходили крупные события и фестивали. На 10% выросли trade-проекты и на 15% – consumer-проекты. Они позволяют привлекать внимание клиентов в социальных сетях и точках продаж.
Благодаря повышению спроса потребителя ожидается, что рост таких сервисов сохранится в 2022 году. Рынок уже приспособился к новым условиям работы за время пандемии, поэтому Международная ассоциация маркетинговых инициатив ожидает рост таких сервисов на 12% в 2022 году.
Выводы
ВРК сообщает, что в 2021 году рекламный рынок вырос на 27%. Хотя прошлый год имел не меньше карантинных ограничений, чем 2020-й. Поэтому заметна тенденция роста инвестиций в сферу рекламы при резких изменениях и достаточно экстремальных условиях работы для бизнеса.
Директор ВРК Максим Лазебник подытожил, что пока можно уверенно смотреть в будущее, поскольку сфера получила опыт не только в решении определенных задач или действий, но и более глобальный опыт, связанный с существованием в экстремальных условиях.
Читайте также: Процесс регистрации торговой марки в Украине