Процесс регистрации торговой марки

Автор: Корольчук Олександр
24 Ноября 2021, 12:13

Процесс регистрации торговой марки

Олицетворением оператора в индустрии азартных игр является бренд, который игрок будет постоянно видеть. И важным шагом является регистрация этого бренда в качестве торговой марки. Это позволяет компании закрепить за собой право использования объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, наличие информации о бренде обязательно, если компания подается на лицензию в КРАИЛ.

Законодательные требования

Согласно пункту 1 статьи 46 закона о легализации азартных игр, претендент на отечественную лицензию должен предоставлять регуляторному органу информацию о бренде организатора азартных игр. Пункт 1 статьи 1 этого же закона дает определение – под брендом понимается совокупность характеристик, которые помогают различать операторов: знаки для товаров или услуг (или торговая марка), фирменный стиль, название, логотип и другие объекты интеллектуальной собственности.

Каждый лицензиат должен зарегистрировать в Украине эти объекты как для предоставления информации в КРАИЛ, так и для защиты своей собственности, поскольку часто бывают случаи, когда нелегальный оператор прикрывается названием или логотипом легального. Кроме того, четкая информация о бренде оператора позволяет регулятору точно устанавливать виновного, скажем, в нарушении требований к рекламе, закону или лицензионным требованиям.

Кто регистрирует торговую марку

Ответственным за регистрацию любых объектов интеллектуальной собственности является Украинский институт интеллектуальной собственности, или Укрпатент. Учреждение занимается приемом, рассмотрением, проведением экспертизы и регистрацией заявок, связанных с авторским правом, интеллектуальной собственностью.

Именно сюда следует обращаться компаниям, желающим официально зарегистрировать свою торговую марку и другие субъекты интеллектуальной собственности.

С чего начать

В первую очередь игорной компании нужно выбрать класс для своей торговой марки. Так, по Международному классификатору товаров и услуг классы 34-45 отведены на категории услуг. Лицензированные операторы Украины в своих заявках присваивают себе класс 42 – «Образование, обеспечение обучения, развлекательные услуги, организация спортивных и культурных мероприятий», под который подпадают услуги по организации азартных игр и лотерей.

В некоторых случаях дополнительно регистрируются ТМ смежных сфер оператора. К примеру, Slots City зарегистрировал ТМ Slots City Bar под классом 43 – услуги по обеспечению едой и напитками.

регистрация торговой марки

Процесс регистрации

Чтобы начать процедуру, необходимо направить соответствующую заявку в Укрпатент с пакетом документов, который должен содержать:

  1. Изображение ТМ размером 8×8 см в печатном и цифровом форматах, пять черно-белых и 10 цветных экземпляров для торговой марки.
  2. Список товаров и услуг, для которых регистрируется ТМ.
  3. Наименование заявителя. Для юридического лица – название фирмы и юридический адрес. Для физлица – ФИО и место жительства.

В случае подачи заявки через патентного поверенного или патентную компанию нужно добавить в пакет доверенность на представление интересов заявителя.

В первые два месяца с момента подачи заявления нужно оплатить государственную пошлину в размере 3,6 тыс. грн. Когда компания это сделает, она получит от Укрпатента уведомление о том, что заявители назначили дату подачи.

После этого начинается формальная экспертиза на соответствие требованиям закона. В течение этого этапа, который длится до двух месяцев, Укрпатент может попросить заявителя о внесении изменений или предоставлении дополнительной информации.

Далее заявку отправляют на квалификационную экспертизу, которая проверяет соответствие поданных данных условиям правовой охраны интеллектуальной собственности и наличие аналогичных или тождественных торговых марок, зарегистрированных или имеющих поданную заявку.

Если в результате экспертизы заявку оператора удовлетворят, он получит об этом уведомление. В течение трех месяцев нужно уплатить сбор за публикацию информации о регистрации ТМ в размере 600 грн, а также плюс 200 грн, если дополнительно будет опубликован цветной знак ТМ. Отдельно уплачивается пошлина за выдачу свидетельства.

После этого зарегистрированная ТМ попадает под защиту авторских прав, а информацию о ней можно проверить в базе данных Укрпатента.

ТМ как средство недобросовестной конкуренции

Еще одним доказательством важности регистрации ТМ является случай, на который обратила внимание партнер юридической фирмы Kairos Group Марина Слободниченко, которая согласилась подробнее прокомментировать нам эту ситуацию.

регистрация ТМ

«В начале легализации игорного бизнеса в Укрпатент одним заявителем было подано более 50 заявок на регистрацию торговых марок известных мировых брендов в гемблинг-индустрии, чем он посягнул на права большинства иностранных компаний с целью создания для них барьеров выхода на поле украинского гемблинга», – рассказала юрист.

Среди них были Pinnacle, William Hill, Ladbrokes, LeoVegas, Betsson, Unibet, 888Bet, Paddy Power, Mr Green и ряд других.

Еще интереснее, что, согласно данным Укрпатента, на имя этого лица зарегистрировано несколько свидетельств на торговые марки Win Boss, winbosscasino, «винбоссказино».

Согласно решению КРАИЛ № 678, ООО «БГГ Технолоджиз Украина» получило лицензию на залы игровых автоматов, но бренд оператора в документе не указали. Эту ошибку исправили в решении № 689, добавив бренд, похожий на один из вышеупомянутых.

Согласно данным Укрпатента, ФИО, область, район, город и название улицы заявителя совпадают с ФИО, областью, районом, городом и названием улицы конечного бенефициара ООО «БГГ Технолоджиз Украина» (по данным веб-ресурсов YouControl и Clarity Project).

Марина Слободниченко отмечает, что есть несколько вариантов разрешения такой ситуации, но в любом случае нужно обращаться к юристу или патентному поверенному:

1. Из-за обращения к неправомерному заявителю с претензией и требованием отозвать заявку о регистрации. Заявитель может отменить заявку в любое время до уплаты пошлины за свидетельство. К тому же в описанной ситуации по поданным заявкам еще не уплачена государственная пошлина – по крайней мере по большинству. На этапе переговоров следует подобрать убедительные аргументы, обосновать, в чем заключается нарушение прав. Первый вариант может быть достаточно действенным, ведь заявитель мог не знать о регистрации тождественной торговой марки за границей. Но не в случае злостного целенаправленного умысла, как это, возможно, было с заявками о регистрации брендов гемблинг-индустрии.

«Хотя провести предварительные переговоры я бы советовала, поскольку это может быть самый быстрый вариант решения проблемы. Надеюсь все-таки на порядочность заявителя», – подчеркнула специалист.

Укрпатент

2. Подать возражения на заявку о регистрации в Укрпатент. Укрпатент в ходе квалификационной экспертизы рассматривает возражения и может отказать заявителю в регистрации торговой марки. Однако следует отметить, что этот вариант защиты прав ограничен сроками – возражения касательно регистрации можно было подать в течение трех месяцев с момента публикации в Бюллетене сведений о поданной заявке на регистрацию ТМ.

3. Если Укрпатент не принял доводы и решил зарегистрировать бренд, обжаловать это решение можно в судебном порядке или в Апелляционной палате.

Шансы на то, что Укрпатент откажет в принятии этих заявок, есть. Но только в случае активных действий законного владельца торговой марки. Марина Слободниченко акцентирует внимание на том, что Укрпатент часто не владеет информацией о том, какие обозначения вводят в заблуждение или нарушают права других правообладателей, потому что не проверяет тождественные обозначения из иностранных реестров и не обладает спецификой той или иной сферы, в частности гемблинга.

Именно поэтому в июле 2020 года был введен механизм подачи возражения на заявки о регистрации ТМ. Это достаточно эффективный способ защиты, но следует помнить несколько важных аспектов:

  1. Нужно соблюсти срок подачи возражений и уплаты сбора.
  2. Необходимо привести мотивы своих доводов.
  3. Следует понимать, что представление отрицания не гарантирует защиту владельца бренда – последнее слово за регулятором.

Но в любом случае специалист советует применить превентивную меру вместо того, чтобы бороться с последствиями.

Если же Укрпатент зарегистрирует эти торговые марки за заявителем, то иностранные операторы имеют возможность обжаловать эти решения в суде. Однако суд – это всегда долго и дорого. Дела по вопросам интеллектуальной собственности нуждаются в специфической доказательной базе и назначении экспертиз. А подать иск в суд можно только после того, как неправомерный заявитель (по мнению другого правообладателя) получит свидетельство о регистрации. Тогда через суд следует признавать свидетельство недействительным, запрещать использовать обозначения, взыскать убытки и восстанавливать положение истца. Иногда такое судебное разбирательство может длиться годами.

торговая марка

Марина Слободниченко отмечает нереальность отслеживания каждого факта злоупотребления. Глобально преодолеть патентный троллинг невозможно. Появление института представления возражений на неправомерную регистрацию товарного знака является одним из примеров борьбы со злоупотреблениями. Владельцам ТМ нужно следить за защитой своих прав – этот вопрос должны контролировать юристы.

«В сфере гемблинга борьба за бренды строга, однако я надеюсь на порядочность конкурентов. Применение же противоправных механизмов и регистрация явно чужих торговых марок, да еще и наших иностранных партнеров – это признак нездоровой конкуренции, которая дискредитирует в определенной степени украинских бизнесменов», – подытожила юрист.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх