Виктория Ивахно: «Несмотря на изменения в регулировании игорной лицензии Кюрасао, спрос на эту лицензию не снизится»

11 Декабря 2020, 08:51

Виктория Ивахно: «Несмотря на изменения в регулировании игорной лицензии Кюрасао, спрос на эту лицензию не снизится»

Пандемия коронавируса спровоцировала всплеск активности международных операторов, во многом стало причиной различных правительственных ограничений по всему миру. В частности, Нидерланды благодаря финансовому давлению смогли добиться реформирования системы лицензирования на Кюрасао. Чтобы подробнее понять особенности работы «международников», мы пообщались с Викторией Ивахно, СЕО юридической компании SBSB Fintech Lawyers. Она очертила главные законодательные положения, касающиеся международных лицензий на игорный бизнес, и охарактеризовала условия работы некоторых юрисдикций.

Виктория, как относятся регуляторы разных юрисдикций к работе международных лицензиатов?

Существуют три основных типа законодательного регулирования игорной деятельности в различных юрисдикциях:

- игорная деятельность полностью запрещена в стране;

- игорная деятельность осуществляется на основании местной лицензии;

- игорная деятельность может осуществляться на основании местного разрешения и международной лицензии, выданной за рамками этой юрисдикции.

Отдельно стоят страны, в которых вопросы регулирования игорной деятельности никак не закреплены в законодательстве.

В каждой юрисдикции регулятор, который выдает определенный тип лицензии, уполномоченный осуществлять надзор исключительно по тем операторами, которые являются лицензированными ним, и, соответственно, в исключительных случаях он может отозвать такие лицензии.

Существуют страны, которые позволяют работать международным операторам без местной лицензии?

Местная лицензия является обязательным для игровой деятельности в таких юрисдикциях, как Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Румыния, Испания, Великобритания, Грузия, Шри-Ланка, Эфиопия, Майотта, остров Реюньон, Украина.

Во всех остальных странах игорная деятельность может осуществляться с наличием любой международной лицензии, кроме юрисдикций, где такая деятельность является полностью запрещена, например, Турция, Иран, Иордания, Ирак, Сирия, Йемен, Пакистан, страны Ближнего и Среднего Востока.

В одном из своих выступлений вы говорили, что наибольшее количество лицензий выдана Кюрасао и Мальтой. А как насчет популярности других юрисдикций, например Коста-Рики, где лицензия на игорный бизнес является самой дешевой?

Действительно, есть еще ряд юрисдикций, которые также выдают международные лицензии, например, остров Мэн, Канаваке, Гибралтар. Однако по количеству выданных постоянными лидерами все равно остаются Кюрасао и Мальта.

Относительно Коста-Рики - некорректно говорить, что эта юрисдикция предоставляет лицензии игорным проектам, ведь гэмблинг-деятельность в этой стране не подлежит лицензированию, игорном оператору достаточно лишь сообщить регулятора о планируемой работе. Коста-Рику как юрисдикцию чаще всего используют для криптоказино, то есть тех казино, которые принимают платежи в криптовалюте, ведь в таком случае проект не должен проходить комплаенс - проверку для открытия корпоративного счета или мерчант-аккаунта.

По вашему мнению, смогут ли компании с международными лицензиями свободно работать в Украине?

Нет, без местной лицензии игорный бизнес будет незаконным в Украине. В свою очередь, организатором азартных игр и получателем лицензии могут быть только резиденты Украины.

В последнее время в новостях часто можно увидеть, как правительство и другие организации жалуются на деятельность международных операторов. Скажите, насколько часто сейчас встречаются конфликты международных и местных юрисдикций? Существуют законные пути решения претензий правительства определенной страны к такому оператора?

Последствия игровой онлайн-деятельности в юрисдикциях, где такой вид азартных игр разрешен только на основании местных лицензий, зависят от законодательства этих юрисдикций. Чаще всего это может привести к блокированию сайта или назначения штрафных санкций.

Также существует ряд стран, не применяют никаких требований к иностранным операторов, и в таких случаях это не повлечет никаких проблем. Например, это Кипр, Босния и Герцеговина, Чехия, Исландия, Люксембург, Сербия, Словакия.

Можете ли вы рассказать, при каких условиях у оператора лицензии Кюрасао или Мальты могут ее отобрать?

На Мальте действует жесткий контроль операторов, но благодаря этому они могут быть уверенными в том, что их бизнес функционирует в безопасной среде.

Например, чтобы не отобрали мальтийскую лицензию, необходимо в течение шести месяцев после ее получения проходить аудиторскую проверку. В случае положительного результата полная лицензия сроком на пять лет будет выдана при условии соблюдения дополнительных требований, которые может установить регулятор в индивидуальном порядке. Также от гэмблинг компании на Мальте требуется предоставление большого количества как ежегодной, так и ежемесячной финансовой отчетности от аудитора. Эти отчеты также касаются налогообложения, игровых журналов, балансов игроков в игровой системе, банковских выписок игроков, поддержки игрового оборудования.

На Кюрасао лицензии выдаются Master license providers, то есть частными компаниями, которые уже получили лицензию от регулятора и имеют право выдавать так называемые Sublicense. Соответственно, контроль за деятельностью компании, которой выдана лицензия Кюрасао, лежит именно на владельце Master license. Стоит отметить, что в разных Master license могут немного отличаться требования к получению лицензии, требования к комплаенс, а также проверки деятельности. Кроме того, лицензии отбирают редко, но после заключения Country package между Кюрасао и Нидерландами ситуация может измениться.

Однако в любой из этих юрисдикций необходимо четко соблюдать требования местного законодательства в сфере противодействия отмыванию средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и подавать соответствующую отчетность по результатам такой проверки пользователей гэмблинг-ресурса.

Недавно стало известно, что правительство Кюрасао согласилось изменить условия лицензирования и работы операторов через финансовое давление со стороны Нидерландов. По вашему мнению, приведет ли это серьезные изменения на рынке игорного онлайн-бизнеса? Если да, то какие и повлечет это отток лицензиатов с Кюрасао в другую юрисдикцию?

Операторы, которые имеют лицензию на Кюрасао, сейчас платят 2% корпоративного налога и ежегодный основной лицензионный сбор в размере 240 тыс. австралийских долларов (примерно $ 134 тыс.). Относительно сублицензиатов, они платят свои сборы основным лицензиатам. Кроме того, многие сублицензиаты работают из других стран и поэтому не платят налоги на Кюрасао.

Несколько тысяч онлайн-казино и беттинговых сайтов сейчас работают с лицензиями, выданными на Кюрасао, однако они часто нацелены на клиентов с территорий, на которых они не имеют права работать, включая Нидерланды. Это должно измениться в соответствии с недавно принятой реформой.

Поскольку Кюрасао из-за коронавирусной пандемии экономически очень зависит от Нидерландов, для получения второго нидерландского транша финансовой поддержки пришлось согласиться на заключение так называемого Country Package, которым Нидерланды диктуют свои требования.

Согласно Country Package, Кюрасао необходимо будет сформировать новый независимый регуляторный орган, которому будет поручено контролировать национальную индустрию азартных игр и выдавать лицензии заинтересованным операторам iGaming. Этот орган должен быть создан и готов к функционированию до 1 марта 2021 года. Ожидается, что он отзовет лицензии у операторов, которые не соблюдают местных правил и норм.

Операторы, которые имеют лицензию на Кюрасао, могут быть вынуждены начать платить лицензионные сборы, корпоративные налоги и налоги на азартные игры с доходов, которые они получили от предложения услуг онлайн-гэмблинга. Кроме того, локально лицензированным операторам больше не будет разрешено принимать игроков из других территорий, за исключением нескольких стран, которые признают лицензии от Кюрасао.

Иными словами, количество лицензированных операторов Кюрасао резко сократится. Операции этих компаний будут в основном ограничены 160 тыс. жителей островного государства и нескольких других выбранных стран.

Какая международная юрисдикция, кроме Кюрасао, является наиболее подходящим для начала гэмблинг-стартапа? Почему она?

Кюрасао - наиболее бюджетный и быстрый вариант. К сожалению, в действующем правовом поле трудно отметить достойную альтернативу по соотношению цена - функционал. Все остальные международные юрисдикции, такие как остров Мэн, Мальта, Гибралтар, Канаваке, является существенно дороже и занимают в разы больше времени для запуска проекта.

Для криптопроектов, как было сказано выше, хорошо подходит Коста-Рика. Проблема в этой юрисдикции в том, что подключить хорошие платежные решения не представляется возможным. Но эту проблему казино решают, собственно, когда принимают платежи в криптовалюта.

Насколько проблематично международному оператору найти для себя поставщика платежных услуг и открыть счет на территории Европы?

Игорный бизнес классифицируется как high-risk-деятельность, поэтому большинство банков и платежных систем не хотят брать на себя риски работы с такими проектам. Кроме того, даже в тех платежных системах и банках, которые все же работают с этим типом бизнеса, есть собственный скоринг, на основании которого осуществляется оценка проекта и принимается решение, может платежная система брать на себя риски работы с конкретной компанией.

Юристы SBSB работают с более чем 120 партнерскими финансовыми учреждениями, в частности банками и платежными институтами. Исходя из практики, мы понимаем требования того или иного банка или платежной системы. Практический опыт играет огромную роль в открытии счета, и в этом вопросе обычно без помощи специалиста не обойтись.

А насколько украинский закон об игорном бизнесе является привлекательным для компаний? Обращались ли операторы к вам по выходу на отечественный рынок?

Украинский закон не является привлекательным для начинающих, не в последнюю очередь из-за требования к уставному капиталу и размеру лицензионных платежей, но все же может быть точкой входа для крупных игроков рынка гэмблинга, которые готовы работать в правовом поле.

Да, есть запросы по выходу на рынок от иностранных гэмблинг-компаний. Уже работаем в этом направлении.

Читайте также: Анна Буяджи охарактеризовала некоторые положения проекта лицусловий игорного бизнеса Украины

Читайте также: Игорь Макиевский о запуске игрового рынка и игорные зоны

Комментарии:
Сейчас читают
вверх