Сегодня в Польше мы боремся за снижение налоговой ставки для гемблинга – Катажина Миколайчик

05 Августа 2021, 13:50

Сегодня в Польше мы боремся за снижение налоговой ставки для гемблинга – Катажина Миколайчик

В июле с рынка игорной индустрии Польши приходило множество интересных новостей. В частности, о том, что почти половина букмекерского рынка страны в тени, а более 50% местных игроков не знают о наличии или отсутствии лицензий у операторов. Журналисты Login Casino в рамках спецпроекта пообщались с руководителем ассоциации Graj Legalnie и юристом в сфере гемблинга Катажиной Миколайчик о состоянии дел на рынке Польши, о том, как надо бороться с нелегалами, а также о преимуществах игорного бизнеса Украины.

Катажина, известно, что вы юрист по специальности. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили работать именно в индустрии игорного бизнеса и какие наибольшие трудности возникают при работе в этой сфере?

Индустрия азартных игр порождает много вызовов для юристов, поскольку в сферу нашей деятельности входит не только игровое законодательство, но и другие отрасли права: экономическое, гражданское и административное, авторское, законы о рекламе, конкуренции, потребительское право, отмывание средств и даже уголовное право.

Если коротко, то это дает большие возможности для расширения своих знаний и решения интересных профессиональных задач. Эта отрасль динамично развивается и меняется, а вместе с ней меняются законы и положения, с которыми юрист должен идти в ногу. В то же время он также должен учитывать операционную деятельность компании и благосостояние бизнеса. Мы точно не можем жаловаться на скуку.

Эта сфера, как известно, становится все более компьютеризированной, компании инвестируют в новые технологии, что приводит к необходимости владеть знаниями также в сфере современных технологий, функционирования искусственного интеллекта или IT. Это очень узкая специализация, и в Польше не так много специалистов в этой области.

К сожалению, одного знания нормативных актов недостаточно, поскольку практика и вопросы практического толкования этих положений тоже очень важны.

Какова главная миссия у Stowarzyszenia Graj Legalnie? Какие успехи в деятельности общества можно выделить?

Ассоциация Graj Legalnie работает над улучшением положения легальных букмекерских контор в Польше. Ее цель – защитить легальную часть игровой индустрии от незаконной и недобросовестной конкуренции. Организация была создана в 2016 году и поддерживает операторов, уполномоченных Министром финансов Польши работать в сложной правовой и конкурентной среде.

Вызовы, с которыми сталкивается как наша ассоциация, так и польские власти, нам бросает серая зона, которая составляет несколько десятков процентов рынка и из-за которой государственный бюджет теряет миллиарды с точки зрения неуплаченных налогов.

Кроме того, задача ассоциации заключается в формировании положительного имиджа букмекерской индустрии, формировании и распространении принципов этики в бизнесе и обмене передовым опытом, а также информацией между участниками.

С начала своей деятельности ассоциация проводит работу, направленную на предоставление достоверных знаний и данных по букмекерскому рынку в Польше. В 2021 году наша ассоциация и Ernst & Young – мировой лидер на рынке профессиональных услуг, в частности для бизнеса и стратегического консалтинга – опубликовали отчет о функционировании в Польше рынка азартных игр и ставок, который регулируется законом об азартных играх.

В исследовании представлена ​​текущая ситуация на польском рынке, объемы теневой экономики, а также модели деятельности отрасли в других европейских странах.

По недавно опубликованным данным от вас, около половины игорного бизнеса в Польше является нелегальным. Почему, по вашему мнению, несмотря на наличие регулятора и белого рынка, доля нелегалов настолько высока?

Сейчас теневая часть составляет более 47%, а ее общий оборот – более 12 млрд злотых. Ежегодно бюджет польского государства теряет более 600 млн злотых. Что хуже всего – уровень серой зоны все еще номинально растет.

Хотя поправка к закону об азартных играх 2017 года явно улучшила ситуацию в отрасли, но все еще не стала панацеей от проблемы теневого рынка.

Легальная часть игорной индустрии годами призывает ввести решительные меры против компаний, работающих вне польского законодательства, в частности более эффективную блокировку незаконных сайтов и их платежных шлюзов.

Stowarzyszenie Graj Legalnie также подчеркивает, что готово представить регулятору решения, которые помогут существенно свести к минимуму масштабы теневого гемблинга в Польше.

Как белый рынок может помогать государству бороться с нелегалами? Какие конкретные инструменты есть у польских легальных компаний?

Белый рынок предлагает четкие и одинаковые критерии для создания бизнеса на определенной территории. Все субъекты хозяйствования придерживаются одинаковых правил, включая налоговую ставку, независимо от того, отечественные это или иностранные операторы.

Это приводит к ограничениям для недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования из-за одинаковых правил для всех операторов.

Какие методы борьбы с нелегалами, по вашему мнению, являются наиболее эффективными?

Вышеупомянутые блокировки незаконных сайтов и платежных шлюзов, безусловно, – хорошие методы. Однако ключевой здесь является скорость этих процессов, которые должны происходить быстрее, чем сегодня.

Сейчас нелегальный оператор может снова работать на следующий день после блокировки домена. Ведь он, например, добавляет к домену x.pl цифру 1 и под ним работает последующие недели или месяцы. После блокировки домена x1.pl он работает на домене x2.pl и т.д.

Около половины игроков не знают об отсутствии лицензии у некоторых операторов. Можно ли считать этот факт вопросом отсутствия образования в отношении азартных игр в стране? Если да, то как эту ситуацию исправить?

В рамках опроса по осведомленности польских игроков об азартных играх с помощью CXstream их спросили, слышали ли они о том, что некоторые букмекерские компании в стране не имеют лицензии.

46% респондентов ответили, что не слышали, 51% – что им об этом известно, а 3% – «трудно сказать». Это означает, что по крайней мере половина игроков не знает, что они нарушают закон, воспользовавшись предложением некоторых букмекерских контор.

Стоит отметить, что участие в незаконных азартных играх в Польше подлежит уголовной и налоговой ответственности. Результаты опроса отчасти объясняют, почему масштабы теневого гемблинг-рынка в Польше столь велики.

Да, действительно слишком мало информации предоставляется об этом рынке и в целом по действующему законодательству.

Что, по вашему мнению, следует изменить в игорном законодательстве Польши? Какие преимущества и недостатки можно выделить?

Stowarzyszenie Graj Legalnie имеет несколько пунктов, которые мы хотели бы изменить. Один из них – снижение налоговой ставки. Сегодня ставка GGR в Польше составляет до 12%, что является одним из самых высоких показателей в Европе, да и вообще в мире.

Мы также боремся за изменение ст. 31 ч. 2 Закона «Об азартных играх» от 19 ноября 2009 года, согласно которому «субъект хозяйствования, который обладает заявкой или подает заявку на получение разрешения на организацию и проведение деятельности по приему ставок на результаты спортивных соревнований между людьми или животными, обязан получить согласие организатора таких соревнований на использование его результатов».

Это положение вводит обязательства для легальных букмекеров обращаться за разрешением к организаторам турниров, на результаты которых букмекерская контора стремится принимать ставки. Это положение чрезвычайно противоречивое, поскольку оно является уникальным в европейском и мировом масштабах.

Другой постулат – проведение образовательных кампаний, поскольку, как я уже говорила, осведомленность игроков о субъектах, которые незаконно предлагают азартные игры в Польше, очень низкая.

Последний ключевой вопрос для Graj Legalnie – это усиление системы предупреждений нелегалам и внедрение эффективных инструментов для принудительного применения санкций, поскольку положения, внесенные поправками к закону об азартных играх, являются правильными, но не полностью эффективными.

Усиление системы штрафов, блокировок и различных санкций, а также введение дополнительных инструментов для предотвращения правонарушений, безусловно, помогло бы снизить долю теневого гемблинга в Польше.

Как эффективнее, по вашему мнению, регулировать рынок? С помощью Министерства финансов или отдельного органа, если учитывать всеобщий бюрократизм государственных аппаратов в мире?

Сейчас регулирование рынка азартных игр осуществляет Министерство финансов при поддержке таможни и налоговой службы. Информация, которой владеет ассоциация, показывает, что мы сталкиваемся с нехваткой персонала в таможенной и налоговой службах, а также отсутствуют эффективные правовые инструменты для предотвращения нарушения законодательства.

В таких странах, как, например, Мальта или Великобритания, есть отдельные регуляторные органы (UKGC – Великобритания, MGC – Мальта), которые концентрируются исключительно на лицензировании, регулировании, контроле и поддержке игроков и игровых организаций. Думаю, это хорошее решение.

Как можете оценить процесс легализации гемблинга в Украине? Правильно ли было узаконивать одновременно все вертикали бизнеса (казино, онлайн-казино, покер, игровые автоматы, букмекерство)?

Я считаю, что любое регулирование рынка гораздо лучше, чем никакое. Это дает возможность оператору понимать, какие конкретные правила действуют в той или иной стране, чтобы иметь возможность там работать.

Это предотвращает двоякое отношение к субъектам хозяйствования, которые хотят начать деятельность на определенной территории. Это также очень важно со стороны игрока, который защищен и знает, к кому обращаться за помощью в случае проблем с той или иной компанией.

Последние мировые исследования показывают, что все больше стран регулируют азартные игры на своей территории. Поэтому это последовательная мировая тенденция. Поэтому Украина сейчас просто приспосабливается к этим стандартам.

Регулируемая отрасль, которая платит налоги, является значительной финансовой инъекцией для бюджета любого государства. Если в стране нет регулирования, то это приводит к потере значительных поступлений в бюджет.

Однако каждая страна регулирует азартные игры по-разному. Это зависит от уровня экономики, социальных условий, поставленных целей государством, и всегда все модели регулирования будут подвергаться обсуждению – насколько они удачны.

Следует также отметить, что компьютеризация в индустрии азартных игр происходит быстро, что показала пандемия. Поэтому и нормативные акты также динамично меняются.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх