С точки зрения интеллектуальной собственности игорный бизнес похож на продуктовый IТ-бизнес – Сергей Барбашин

10 Января 2022, 12:21

С точки зрения интеллектуальной собственности игорный бизнес похож на продуктовый IТ-бизнес – Сергей Барбашин

Сергей Барбашин, адвокат и управляющий партнер Trustme Law Firm, подробно описал регулирование сферы интеллектуальной собственности (IP), ее особенности в сфере гемблинга и порядок действий оператора при существующих нарушениях.

Сергей, как часто вам приходится заниматься делами по интеллектуальной собственности в сфере азартных игр?

Вопрос интеллектуальной собственности приобретает все больший спрос с каждым днем. На мой взгляд, это вызвано двумя аспектами.

Во-первых – бизнес становится осознанным, поэтому каждый хочет защитить собственный продукт, бренд, процесс или технологию. Это желание установить некую монополию на собственные достояния, ведь колоссальные силы и бюджеты тратятся как на их разработку, так и на продвижение.

Во-вторых – практическая необходимость. Мы живем в цифровом мире, где почти каждая деятельность связана с айти-решениями (программы, коды, мобильные приложения и т. д.), развитием собственного бренда (ТМ, патенты и пр.), работой в социальных сетях и Интернете. Не имея должной защиты, разрешения на передачу прав на IТ-решения и объекты авторского права, бизнес фактически лишается права владения, распоряжения и защиты таких прав.

Конечно, гемблинг в этом случае – не исключение. Актуальность интеллектуальной собственности для сферы вызвана разнообразием продуктов, брендов, IТ-решений и технологий, работ по авторскому праву и лицензиям.

Насколько законодательно урегулирована IP-сфера в игорном бизнесе?

Как правило, каждая область бизнеса регулируется общими IP-нормами, законами и конвенциями. А характерные отраслевые особенности могут регулироваться профильными законами.

С точки зрения интеллектуальной собственности, игорный бизнес похож на продуктовый IТ-бизнес. В большинстве IТ-продуктов есть бренд и сам продукт, состоящий из объектов интеллектуальной собственности, нуждающихся в защите.

Есть специфика в определении, какие именно объекты и как защищаются, но законодательно защита букмекерского приложения не будет отличаться от защиты приложения, например, для знакомств.

Отдельно можно выделить то, что одним из условий лицензирования игрового онлайн-бизнеса в Украине является наличие доменного имени в зоне .UA, которое будет использоваться для сайта. На сегодня для регистрации доменного имени в зоне .UA необходимо наличие зарегистрированной торговой марки на территории Украины.

Имеет ли гемблинг свои особенности авторского и интеллектуального права?

Во-первых, важна защита бренда. Название компании-разработчика и название продукта можно защитить в качестве торговой марки и монополизировать за собой слово, изображение или их комбинацию. Обычно мы регистрируем несколько торговых марок: от словесных обычных шрифтов до графических. Это вызвано тем, что со временем могут происходить ребрендинги или изменение дизайна, иногда графические торговые марки могут быть очень уникальными, а название бренда будет без защиты.

Поскольку торговая марка действует по территориальному принципу, следует определить и ключевые территории защиты. Например, если вы зарегистрировали ТМ в Украине, то ее защита не будет распространяться на США и ЕС, и наоборот. В случае определения территорий регистрации мы, как правило, учитываем, где осуществляется деятельность и зарегистрирована компания, учитываем местонахождение клиентов, партнеры они или разработчики, а также планы развития.

Во-вторых, необходимо уделить внимание передаче прав на IТ-решения от разработчиков.

Автором, например, кода, дизайна или сценария является физическое лицо (работник, фрилансер и т. д.). Следует позаботиться о том, чтобы все разработанные объекты принадлежали именно компании, а не работнику или подрядчику. Часто к нам обращаются клиенты с готовым продуктом, но без прав на него. В таком случае мы рекомендуем «собирать» фрилансеров и работников, причастных к разработке, и договариваться о передаче прав компании. Иногда это бывает крайне сложно (отсутствует связь, желание подрядчика что-либо подписывать и т. д.), поэтому общая рекомендация: к сотрудничеству или при принятии работ/услуг добавлять IP-оговорки и получать имущественные права интеллектуальной собственности.

В-третьих, рекомендуем регистрировать авторское право на готовые продукты. Хотя, согласно законодательству, регистрация авторского права не является обязательной, это дает ряд преимуществ. Среди них – официальная фиксация объекта и получение подтверждения компетентного органа. Исходя из нашей практики, обычно иностранные партнеры и инвесторы спрашивают copyright certificate, в таком случае компания сможет сразу его предоставить. Кроме того, для ряда стран, таких как США, это обязательный пункт. Ведь без регистрации авторского права иногда сложно доказать сознательное нарушение авторских прав другими компаниями (логика такова, что регистрация равна официальной публикации, и все осведомлены с этим), также без регистрации невозможно взыскать убытки на правовую помощь во время судебных споров.

Как правило, советуем клиентам производить регистрацию на территории разработки объекта (например, в Украине) и в библиотеке Конгресса США.

Существует множество видов объектов авторского права и способов защиты, поэтому важно правильно определять соответствующие способы для каждого конкретного продукта. Некоторые решения требуют защиты путем патентования (технологии), а некоторые можно защитить простым депонированием или регистрацией авторского права.

Конечно, дополнительно компаниям необходимо заботиться об объеме передачи прав другим компаниям. Часто встречаем, что продуктовые бренды предоставляют операторам права использования их продуктов не в полном объеме. Бизнес должен четко понимать, что передает или получает, на каких условиях и на какой срок. Кроме того, важна «чистота» авторских прав; при использовании заимствованных решений необходимо убедиться в получении лицензии на такое заимствование, чтобы не было претензий от авторов или правообладателей.

Как можно убедиться, объектов, требующих защиты, и нюансов по такой защите много, к тому же необходимо учитывать положения международного права, поэтому советуем заручиться постоянной поддержкой профессионалов из сферы.

Исходя из вашей практики, как часто в этой сфере бывают случаи нарушения прав интеллектуальной собственности?

Вопрос риторический, поскольку там, где создаются объекты интеллектуальной собственности, всегда возникают нарушения или попытка противодействовать правилам.

К нам довольно часто поступают запросы относительно нарушений, таких как нарушение прав на торговую марку, претензии от разработчиков по дизайну и коду или нежелание передавать права на объекты заказчику.

Все чаще получаем запросы в игровой сфере. В настоящее время судебных дел по защите IP в гемблинге в Украине немного. На мой взгляд, на это влияет несколько факторов. Во-первых, отрасль легализована не так давно. Во-вторых, значительная часть отрасли работает онлайн, где имеется множество механизмов для борьбы с нарушениями без судебного разбирательства, например, процедура UDRP (политика разрешения споров относительно доменных имен) или блокировка контента через хостинг-провайдера.

Каким должен быть алгоритм действий оператора, обнаружившего, что его бренд незаконно использует другая компания? Какие инструменты обычно используются при решении таких вопросов?

Сначала необходимо зафиксировать соответствующее нарушение.

Если такое использование происходит в Интернете, фиксацию можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных сервисов или экспертов. Все зависит от вида нарушений или дальнейших действий. Если же нарушение происходит офлайн, инструментами могут быть фото-/видеофиксация, контрольная закупка и т. д.

Обязательным условием защиты бренда является наличие регистрации бренда как торговой марки. В отдельных случаях можно защищать коммерческое наименование, не требующее обязательной регистрации, но с торговой маркой процесс гораздо более простой.

При фиксации, оценке нарушения и проверке объема прав мы как юристы предлагаем дальнейший план действий по прекращению нарушения прав. Такие действия зависят от конкретной ситуации и ожиданий клиента.

В досудебном порядке можно обращаться с претензиями или письмами-требованиями к нарушителю, направлять требования к провайдерам сайта по удалению контента, прибегать к процедуре UDRP и принимать другие меры. Как правило, цель таких действий заключается в определении собственной позиции, попытке разрешить спор путем переговоров, получить обратную связь от другой стороны или оперативно решить спор, если это возможно, без обращения в суд.

При нарушении в сети Интернет многие споры можно разрешить во внесудебном порядке.

Если внесудебные меры не приносят должного результата, защитить права можно путем обращения с иском в суд. В зависимости от ситуации, следует заранее оценить шансы, судебную практику, доказательства и все, что следует подготовить (например, экспертизы, фиксацию нарушений).

Есть ли разница в специфике интеллектуального права в наземной и онлайн-сфере?

Если кратко, то защита интеллектуальной собственности онлайн-гемблинга – это быстрее, дешевле и часто эффективнее, поскольку есть инструменты для защиты и удаления контента онлайн, который может занимать считанные дни.

Если говорить о судебной защите, то процесс может затянуться. В то же время, если права нарушены, мы уверены в необходимости защиты. Обращаю внимание, что при разрешении судебного спора можно заявлять на взыскание с виновной стороны расходов на юристов и рассмотрение спора (собрание, экспертизу и т. п.).

Что касается других процессов, таких как регистрация или передача прав на объекты, то такие процессы не зависят от сферы деятельности.

Насколько распространен в вертикали игорного бизнеса патентный троллинг? Что должен делать украинский оператор, который столкнется с такой ситуацией?

Патентный троллинг также распространен в любой сфере, где есть интеллектуальная собственность. К примеру, об IP-троллинге заявляли новые владельцы гостиницы «Днепр», в результате чего зарегистрировали торговую марку Dnipro Casino. Я думаю, что прецеденты троллинга будут, поскольку гемблинг является высококонкурентной сферой.

Если подобная ситуация произойдет у бизнеса, следует оценить риски, правомерность требований и варианты действий. Зачастую подобных рисков можно избежать путем превентивных действий по регистрации собственного бренда, IТ-решений или технологий. Также среди инструментов защиты – признание недействительными охранных документов троллей, открытие уголовных производств и взыскание убытков на юридические расходы по результатам рассмотрения таких споров.

На ваш взгляд, стоит ли ожидать в Украине инцидентов или судебных дел по вопросам интеллектуальной собственности в сфере гемблинга?

Безусловно. Мы уже получаем запросы от клиентов по поводу нарушения прав и претензий со стороны других правообладателей. Пока удавалось урегулировать эти споры в досудебном порядке. С ростом индустрии будет закономерно увеличиваться количество споров в сфере интеллектуальной собственности, поэтому стоит уже сейчас защищать собственные продукты.

Нелегальные казино часто используют пиратское программное обеспечение, которое официально не приобретено у провайдеров. Есть ли у последних какие-либо возможности борьбы с явлением нелегального использования софта?

Если ответить коротко, то да. Правообладатели могут прекратить нарушения как во внесудебном, так и в судебном порядке. Кроме того, у них есть право взимать компенсацию с нарушителя. Все зависит от характера нарушения и от того, какие права нарушены (авторские, права на патент и т. д.). Важным условием защиты прав является достаточность доказательств принадлежности прав именно официальному провайдеру, а также правильность оформления и регистрации таких прав.

Что можете посоветовать украинским лицензированным операторам?

Рекомендую работать на опережение и формировать портфель интеллектуальной собственности до того, как кто-нибудь нарушит права на нее. Это позволит зафиксировать, что это «ваше», оперативно отреагировать на нарушения, уменьшить расходы (ускорение регистрации, невозможность защитить интересы быстро или онлайн и т. д.).

В зависимости от продукта, рекомендации могут изменяться, однако must have – это регистрация торговых марок и передача прав на IТ-решения от разработчиков. Отдельно следует прорабатывать регистрацию авторских прав, патентов или технологий, а также действительные лицензии и производные соглашения на использование прав других владельцев.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх