При существующих правилах игры мы не видим смысла выходить на рынок Украины – Дайнис Ниедра

08 Июня 2021, 03:46

При существующих правилах игры мы не видим смысла выходить на рынок Украины – Дайнис Ниедра

Главный операционный директор Enlabs рассказал о работе оператора в условиях запрета продвижения бонусов в Литве и вхождения компании в состав Entain. Отдельно эксперт отметил причины, по которым оператор не спешит выходить на рынок Украины, несмотря на его перспективность.

Дайнис, недавно Сейм Литвы одобрил запрет рекламы азартных игр. Расскажите, как Enlabs собирается продвигать себя в новых условиях на литовском рынке?

Все не совсем так. Полтора года назад были приняты достаточно серьезные изменения в закон о рекламе азартных игр в Литве, которые ограничили внешнюю коммуникацию исключительно названиями брендов (зарегистрированных товарных знаков) и обозначением продуктов. То есть никаких креативных визуальных решений, не говоря уже о каких-то слоганах, бонусах и т. п.

На этот раз основным изменением, вызвавшим бурю негодования со стороны большей части операторов, стал пункт в законе такого содержания: «В Литовской Республике запрещено поощрять участие в азартных играх, то есть распространять информацию в любой форме и любыми средствами или проводить убедительные действия, включая специальные меры, тестовые игры, рекламные акции, скидки, подарки и аналогичные стимулы, организованные самим оператором азартных игр для поощрения участия в азартных играх или удаленных азартных играх». Изменения вступают в силу с 1 июля. Начиная с этого дня нам запрещено давать клиентам бонусы, дарить подарки, организовывать турниры и прочее. То есть исчезнут все бонусные предложения по ставкам без риска, фрибетам или фриспинам.

Мы немного развернем нашу коммуникацию и сделаем акцент в продвижении на продукт: у нас лучше всех на рынке работают платежи, у нас быстрые выплаты и, считаю, одна из лучших мобильных версий сайта. В любом случае для основной массы игроков продукт и сервис всегда были важнее, чем бонусы.

Как вы считаете, стоит ли ожидать дальнейшего усиления регулирования игорного бизнеса в странах Прибалтики?

Любое неадекватное усиление регулирования бизнеса влечет за собой рост теневого рынка. Вижу, что люди, которые принимают решения, осознают это сегодня гораздо лучше, чем 2-3 года назад. Думаю, что в Латвии, как раз-таки наоборот, будут приняты смягчающие условия, которые сделают регулирование современным. Что касается других стран, то они с каждым годом будут тщательно следить за выполнением текущего законодательства и не позволять операторам «экспериментировать» с интерпретацией.

Насколько успешной была первая половина 2021-го для Enlabs? Заметили ли вы появление новых трендов или тенденций в сфере онлайн-гемблинга?

Первая половина еще не закончена, впереди еще июнь с Евро, на который мы, как и все другие операторы, возлагаем большие надежды.

Основным трендом все-таки стала вынужденная миграция игроков из офлайна в онлайн. На всех наших рынках в течение первых пяти месяцев наземная вертикаль была закрыта и только сейчас потихоньку начала открываться. По статистике видим, что те компании и бренды, которые смогли грамотно конвертировать свою офлайн-базу в онлайн, стали главными бенефициарами первой половины года.

Известно, что Entain договорилась о покупке Enlabs до середины апреля. Завершилась ли эта сделка? Если да, то что изменилось в работе Enlabs?

Да, сделка завершилось. Теперь мы часть большой семьи и второго по величине гейминг-оператора в мире. У нас остался довольно высокий уровень автономии, поэтому большая часть работников компании не заметила никаких изменений. Из видимых вещей могу выделить миграцию на покерный продукт Entain (PartyPoker) и уход из iPoker-сети, который мы закончим в начале июня. Тем самым мы получим более конкурентоспособный продукт с полным эксклюзивом в регионе. Планы грандиозные как на бренды Entain, так и на уникальные продукты.

Каковы ваши планы в отношении рынка Украины? Останавливает ли вас еще что-то, кроме неопределенности с налогами?

У нас все готово с юридической точки зрения, но ждем, как вы и сказали, определенности по налогам. При существующих правилах игры мы не видим смысла выходить на рынок.

Мы можем вести только абсолютно прозрачный и честный бизнес и платить все налоги, в том числе связанные не только с игорным бизнесом. Все еще есть путаница с сертификацией, но это все можно решать в ходе работы. С налогообложением хотелось бы все-таки разобраться перед выходом на рынок. Однако украинский рынок остается для нас одним из приоритетных, и в то же время мы четко осознаем все связанные с ним риски.

Украина уже обзавелась лицензиатами в ряде вертикалей, но почти все они отечественные. Как считаете, почему иностранные компании не спешат выходить на этот рынок?

Это, безусловно, крайне негативный сигнал. Похожая ситуация существует и в России. В случае с Украиной, по моему мнению, у этого явления есть несколько причин.

Считаю, что для некоторых местных компаний получение лицензии – это своеобразная индульгенция за прошлые грехи. Для другой категории – возможность свободно рекламироваться и продолжать вести бизнес в обход украинской лицензии. То есть или просто не показывать (скрывать) основную часть доходов, или уводить клиентов на свои международные сайты. Пока не решен вопрос централизованного мониторинга со стороны государства и блокировки платежей нелицензированным операторам, сделать это будет не так сложно.

Крупные иностранные операторы не попадают и не хотят попадать в одну из этих категорий.

Знаю, что почти у всех крупных брендов есть трафик из Украины, и в основном это абьюзеры. Крупные бренды, которые вкладывались в маркетинговые коммуникации в Украине, но в то же время держали регистрацию для Украины открытой, получали непропорционально больше всевозможных вилочников, тех, кто делает ставку на событие, которое уже состоялось, бонусхантеров и т. д., по сравнению с количеством обычных игроков. Исключением служат покерные бренды. Поэтому на рынке есть искаженное представление о ценности среднего украинского игрока. Но это специфика не только Украины, а почти всех стран восточного блока.

Также надо понимать менталитет менеджмента иностранных компаний: в сегодняшних реалиях и на сильно растущем глобальном рынке нет абсолютно никакого смысла брать на себя лишние риски. В этом случае сохраненный доллар – заработанный доллар.

Есть ли у вас планы на другие рынки СНГ? Если да, то в чем их перспективность?

У нас технический роудмап расписан на год-полтора вперед, поэтому пока больше не планируем, а размышляем. Думаю, что очень интересным и перспективным рынком может стать Казахстан. К сожалению, там новое законодательство, списанное с российского, поэтому все ограничивается ставками на спорт. Мы же как компания больше акцентируем свои усилия на продуктах казино. Но пристально следим за развитием событий там.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх