Олеся Пахоменко: «Главная проблема игорного законодательства Беларуси – свободная интерпретация лицензионных требований регулирующими органами»

22 Июня 2020, 17:46

Олеся Пахоменко: «Главная проблема игорного законодательства Беларуси – свободная интерпретация лицензионных требований регулирующими органами»

Глава Ассоциации защиты интересов организаторов азартных игр Беларуси Олеся Пахоменко рассказала о недостатках и преимуществах местного игорного рынка для операторов, а также о негативных тенденциях, порожденных действующим законодательством.

Олеся, с какими сложностями сталкиваются организаторы азартных игр в Беларуси?

На мой взгляд, главная проблема – игнорирование порядка осуществления контроля деятельности в сфере игорного бизнеса налоговыми органами Республики Беларусь и чрезмерное внимание со стороны регулятора. В декабре 2013 года была введена в эксплуатацию специальная компьютерная кассовая система (СККС), обеспечивающая контроль оборотов в сфере игорного бизнеса. Все обороты, информация о лицах, получающих выигрыши, с этого времени доступны в онлайн-режиме, в частности Министерству по налогам и сборам и региональным налоговым инспекциям. На основании данных СККС постоянно, без назначения в установленном порядке проверки юридического лица, работников игорных компаний привлекают к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса, тогда как сам лицензиат может об этом даже не знать. Впоследствии в зависимости от характера нарушения это может стать основанием для применения мер лицензионной ответственности (вынесение предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, приостановлении или прекращении действия лицензии, если нарушения не будут устранены или если оператор не проинформировал лицензионный орган об устранении нарушений).

Что может в таком случае сделать оператор?

При таких обстоятельствах организатор азартной игры лишен права на защиту. Он не является участником административного процесса и не имеет возможности опровергать факт нарушения, поскольку на практике уже получил предписание, вынесенное на основании действующего постановления о привлечении работника к административной ответственности, которое юридическое лицо не имеет права ни оспорить, ни даже изучить. От такой практики в сфере контроля нужно избавляться, поскольку это ставит владельцев игорных заведений в зависимость от работников, которые при любом конфликте с руководством организаций могут умышленно наносить вред.

Влияют ли такие ограничения на игроков?

На посещаемость игорных заведений в основном влияет повышенный контроль над участниками азартных игр. Налоговые органы, опять же даже вне проведения проверки конкретного юридического лица, систематически вызывают игроков и спрашивают, получали ли они выигрыш. Также им демонстрируют данные обо всех выигрышах, в том числе зарегистрированные СККС (куда входят и внесены ставки). Естественно, за счет оборота суммы кажутся огромными. Часть игроков это понимает, но в большинстве такие суммы вызывают удивление и непонимание, они-то этих денег не видели.

Сообщают о вызове игроков письмом, соответственно, информация об их способе проведения досуга, которую они не хотят разглашать, становится известна членам семьи и приводит к домашним конфликтам.

Поэтому игроки перестают доверять организаторам азартных игр, а еще добавляется страх перед вниманием со стороны налоговых органов. И многие люди просто отказываются ходить в игорные заведения.

Пока не ввели налог на выигрыш в размере 4%, имела место практика: если игрок не подтверждал свои выигрыши или отказывался от них, контролирующие органы признавали сумму выигрышей, которую, по словам игрока, он не получал, занижением налоговой базы и предъявляли как доплату налог в размере 4% от положительной разницы между сделанными ставками и полученными выигрышами, причем сумму доплаты формировали в пределах административной ответственности. После того как 4% ввели на все входящие ставки (4% с разницы между сделанными ставками и выплатами платит организатор, а 4% с выигрыша – игроки), начали говорить о том, что такие суммы расценивают как занижение налоговой базы для налога на прибыль в размере 13%.

По моим данным, отработать эту практику еще не удалось. Сложилась ситуация, когда фактически за счет организаторов азартных игр создана система, обеспечивающая прозрачный контроль над оборотами в сфере, к которой подключены все игровые автоматы, но информации, которую система предоставляет, не доверяют органы государственной власти.

Читайте также: Налог на выигрыш в казино разных государств  

Возникают ли у операторов какие-то проблемы с лицензиями?

Главной проблемой является произвольное толкование должностными лицами законодательства о лицензировании и нормах кодекса об административных правонарушениях. К 2016 году практически любое нарушение лицензионных требований и условий квалифицировали как «безлицензионная деятельность». Например, отсутствие записи видеонаблюдения, в результате чего происходила конфискация игрового оборудования и дохода. Такие действия приводили к вынужденному прекращению деятельности игорных заведений.

В 2016 году эту практику остановили, поскольку установили факт неправильной квалификации нарушения. Субъекту вернули игровое оборудование, но сохранить игорное заведение уже не удалось. После этого отменили аналогичное постановление в отношении еще одного организатора азартных игр, которое выносили задолго до этого (наверное, это был почти единственный оператор, кому после такой практики удалось сохранить зал игровых автоматов). Государство также вернуло конфискованные средства.

Достаточно свободно интерпретируют лицензионные требования и условия. До вступления в силу нового перечня лицусловий любое нарушение в сфере игорного бизнеса расценивали как их нарушение, что могло привести к прекращению действия лицензии. Это способствовало появлению неограниченно широкого перечня лицензионных требований и условий, хотя общими положениями законодательства о лицензировании уже устанавливали, что к лицусловиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом, а субъекты игорного бизнеса по-прежнему лишались лицензий по требованию «соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензированную деятельность», то есть за соблюдение законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом.

С вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь, который определяет особенности лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса, казалось, наконец-то есть исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий. Но все равно оказалось, что требования надо читать между строк и толковать их можно по-разному. Например, есть лицензионное требование и условие «регистрация выплаты (перечисления, перевода) выигрыша (возврат ставки, которая не сыграла) участнику азартной игры в СККС». На наш взгляд, ее нарушением может быть только факт отсутствия регистрации самой выплаты в СККС. Орган, выдающий лицензии, это требование уже объяснил иначе – как регистрацию выплаты конкретному игроку. То есть если кассир выплату зарегистрировал, но ошибочно указал, скажем, жену участника азартной игры как получателя, это все равно, по мнению представителей регуляторного органа, является основанием для применения не только административной, но и лицензионной ответственности.

Что вы можете сказать о преимуществах и недостатках игорного рынка для операторов, работающих в Беларуси?

Недостатком является ограниченный перечень игровых автоматов, которые можно использовать в Республике Беларусь. Процедура включения игровых автоматов в реестр достаточно сложная и недешевая, а заявителями на занесение игровых автоматов в реестр пока могут быть только производители и их уполномоченные представители.

И хотя рынок небольшой, мы видим незаинтересованность производителей в том, чтобы заходить на него. Соответственно, организаторы азартных игр не могут обеспечить игорные заведения современным и разнообразным оборудованием. Конечно, это влияет на конкурентоспособность белорусских игорных заведений по сравнению с игорными домами соседних государств.

Также существенным недостатком, как и раньше, является чрезмерно широкий перечень лицензионных требований. Это негативно сказывается на сфере и становится основой для создания провокационных ситуаций, чтобы получить деньги от организатора азартной игры за неразглашение информации об искусственно созданном нарушении. Также многие операторы не выдерживают налоговой нагрузки.

Преимуществом является достаточно несложная процедура получения лицензии и стабильность работы – игорный бизнес Беларуси продолжает работать даже в условиях пандемии. Позиция относительно гемблинг-сферы со стороны высшего руководства страны однозначна – игорному бизнесу быть. Рисков принятия необдуманных решений о введении каких-либо ограничений и запретов нет. Чтобы защитить физических лиц от возможных негативных проявлений сферы, государство принимает все необходимые меры.

Для виртуальных игорных заведений существующий порядок налогообложения является достаточно комфортным – это лишь 4% от положительной прибыли без фиксированных ставок и периодических лицензионных сборов.

Что сейчас является самым большим препятствием для игорного бизнеса в стране?

Сейчас организаторы азартных офлайн-игр оказались в сложном финансовом положении. Пришло время пересмотреть порядок налогообложения с учетом использования СККС.

Чрезмерный контроль за игроками: паспорт при каждой выплате покажи, в чеке распишись, кредиты/деньги/фишки не передавать никому (прим. посетителям Указом Президента Республики Беларусь запрещается предоставлять другому клиенту игорного заведения средства (электронные деньги) или их эквивалент для участия в азартной игре), и неважно, что паспорт лицо показывало две минуты назад, а кассир паспортные данные знает наизусть. Из-за чрезмерных требований сложно создать комфортные условия времяпрепровождения в игорных заведениях.

Препятствует развитию и сформированная нравственная атмосфера среди владельцев и руководства. Они просто устали от постоянного страха потерять лицензию по не зависящим от них причинам – провокации, «подставы» или что-то другое. А постоянные вызовы в налоговую забирают большое количество времени и отвлекают от непосредственного управления компанией.

Напомним, что ранее мы писали о том, приветствуется ли бонусхантинг казино гемблинг-операторами.

Какая вертикаль игорного бизнеса в стране наиболее популярная и почему именно она?

Среди наземного игорного бизнеса наиболее популярны игровые автоматы, поскольку доступны и просты. Уровень залов игровых автоматов в Беларуси давно не уступает уровню казино, отношение к игрокам очень лояльное, что делает их доступными местами, где проводят досуг лица с разным уровнем дохода. Для беттинга в стране давно был разрешен прием ставок через Интернет, что привело к существенному снижению посещаемости букмекерских контор в пользу онлайна. Традиционные букмекеры в связи с этим довольно давно стали непопулярными. Если в зал со слот-машинами игрок идет провести время, то букмекерские конторы начали посещать только для того, чтобы сделать ставку и получить выигрыш. Когда это стало возможно делать из дома, букмекерские конторы начали не выдерживать финансовой нагрузки. А распространение коронавирусной инфекции заставило практически полностью прекратить спортивный беттинг в офлайне.

Существуют ли в игорном законодательстве страны пункты, которые операторы хотели бы изменить в свою пользу?

К сожалению, их немало. Наиболее важно скорректировать перечень лицензионных требований и условий.

Для развития сферы важно предоставить право поставщикам игрового оборудования, организаторам азартных игр (не только производителям) включать модели игрового автомата в государственный реестр, чтобы в дальнейшем использовать в своей деятельности. Также следует исключить сроки пребывания игровых автоматов в реестре.

И опять же, пора пересматривать порядок налогообложения для офлайна, как это заложено Концепцией развития игорного бизнеса, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Читайте также: Разработчики игр для казино: топ рейтинг от экспертов

Читайте также: Лучшие букмекерские конторы Украины и мира

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх