Михаил Коваль: «Организатор азартных игр может использовать социальную рекламу для предотвращения игорной зависимости»

22 Июня 2021, 07:42

Михаил Коваль: «Организатор азартных игр может использовать социальную рекламу для предотвращения игорной зависимости»

Вопрос лудомании довольно остро стоит на украинском игорном рынке и является главным аргументом противников легализации. Михаил Коваль, председатель Всеукраинского союза развития букмекерства и глава рабочей группы КЭС при КРАИЛ, подробно описал, как работает группа по противодействию лудомании и какие документы по борьбе с игровой зависимостью в ближайшее время может принять регулятор.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о направлениях работы рабочей группы по вопросам противодействия лудомании.

Эта рабочая группа создана с целью помощи Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей в вопросах лудомании (игровой зависимости). Первое и приоритетное направление работы – это разработка проектов нормативно-правовых актов. Сейчас в работе находятся следующие проекты документов: «Об утверждении требований по борьбе с выраженной игровой зависимостью (лудоманией)», «Об утверждении Порядка допуска к участию в азартных играх лиц, которым ограничен доступ к участию в азартных играх, и лиц, у которых выражена игровая зависимость (лудомания)», «Об утверждении Порядка возмещения финансового ущерба в результате бездействия организатора азартных игр». Первые два проекта документов уже разработаны и в ближайшее время будут вынесены на заседание КЭС.

Второе направление – это предоставление консультаций и юридических выводов КРАИЛ по вопросам противодействия лудомании и игровой зависимости. Третье – информативное направление: предоставление консультаций, объяснения обществу по этой проблеме.

КРАИЛ понимает всю важность указанной проблемы, поэтому использует все необходимые инструменты для ее минимизации.

Уже известно, что разработан документ с принципами ответственной игры. Какие основные положения в нем предусмотрены?

Проект принципов ответственной игры уже размещен на сайте КРАИЛ для обсуждения, он содержит восемь принципов, среди которых обеспечение идентификации игрока или посетителя, отсутствие стимулирования проигрыша игрока, ограничение участия игрока в азартных играх, принцип самоконтроля и самоограничения и другие. Каждый из принципов – это та основа, на которой базируется ответственная игра. Это нужно, чтобы игра из развлечения и способа отдыха не превратилась в болезнь – лудоманию. Чтобы избежать игровой зависимости, необходимо придерживаться принципов ответственной игры.

Остановлюсь на одном из них – это осведомленность персонала. Организатор азартных игр обязан обеспечивать проведение инструктажей с персоналом о принципах ответственного отношения к азартным играм. Персонал оператора также должен быть проинформирован об этих принципах и применять их в своей работе.

На круглом столе вы упоминали принципы социальной рекламы. Что именно вложено в это понятие?

В обнародованном проекте этот принцип называется «принцип социального взаимодействия» – распространение социально важной информации по предупреждению и минимизации негативных последствий участия в азартной игре, проявлений игровой зависимости (лудомании) и заимствование опыта у иностранных организаторов азартных игр по предупреждению и минимизации негативных последствий участия в азартной игре.

Также в нашем варианте мы больше делали акцент на том, что организатор азартных игр может использовать социальную рекламу для предотвращения игровой зависимости. То есть лицензиат должен самостоятельно проводить семинары, лекции, вебинары, конференции, связанные с проблемами лудомании.

Рабочая группа по вопросам лудомании намерена проводить такие мероприятия с целью предотвращения игровой зависимости. Необходимо объяснять саму суть игры, что это только развлечение и необходимо играть ответственно.

Как можно охарактеризовать результативность рабочих групп при КЭС?

Рабочие группы при КЭС объединяют рынок вокруг решения проблемных вопросов. На тех заседаниях рабочих групп, на которых я присутствовал, всегда идет активное обсуждение между специалистами, экспертами, представителями рынка и регулятора. В рабочую группу попасть нетрудно, все, кто хочет работать и помогать формированию вновь созданного рынка азартных игр, могут приобщаться и улучшать его.

Если кто-то намерен присоединиться к работе в группе по вопросам лудомании, которую я координирую как член КЭС, можете писать мне лично, буду только рад таким инициативам.

По вашему мнению, почему Верховная Рада отправила законопроект № 2713-д на повторное первое чтение?

Пожалуй, народным депутатам захотелось еще раз обсудить этот вопрос для принятия более взвешенного и ответственного решения.

Учитывая тезисы оппозиции, стоит ли ожидать, что налоговые ставки в документе повысят до повторного рассмотрения в зале?

Думаю, нет, ставки не повысят. Если будет повышение ставок, то вообще нет смысла в этом законопроекте. Эти изменения были инициированы, чтобы рынок начал полноценно работать, потому что сейчас все операторы почти в один голос говорят об изменениях в налоговом законодательстве. Я сам много раз повторял о необходимости этих изменений. Я уже был участником двух заседаний рабочей группы в Комитете ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, там идет обсуждение. Поэтому надеюсь, что за законопроект проголосуют в первом чтении, еще на этой пленарной сессии. Нравится позиция Минфина, который высказал мнение, что сможет поддержать конструкцию, при которой налогообложение выигрышей игроков будет происходить только с положительной разницей (т. е. будут учитываться проигрыши игрока).

Стоит ли ожидать, что работа игорного бизнеса будет убыточной до обновления налогового законодательства?

Выход на прибыльность однозначно будет заторможен в разы, потому что нет игроков, желающих играть у местного организатора азартных игр, который в случае выигрыша будет отнимать 19,5% (НДФЛ – 18%, военный сбор – 1,5%).

Нет игроков – нет оборота, с которого организатор может платить налоги (18% – специальный налог для букмекеров, офлайн-казино и других видов азартных игр, 10% – игровые автоматы, 18% – налог на прибыль для всех). Также будет отсутствовать возможность возврата вложенных инвестиций. Поэтому необходимы налоговые изменения.

По вашему мнению, сколько новых операторов появится в Украине до конца 2021-го без новых налогов для бизнеса?

Необходимо понимать: если налоги будут приняты в первом чтении, то, думаю, иностранные игроки начнут выходить на рынок и получать лицензии даже без обновленных налогов.

Но если законопроект не примут в первом чтении, то много организаторов азартных игр не появится.

Все основные игроки этого рынка уже получили локальные лицензии. Поэтому выдача лицензий на осуществление видов азартных игр пока будет редкой историей, а не такой массовой, как это было в начале года.

Расскажите, как формируется документ, подтверждающий безупречную деловую репутацию руководителя и бухгалтера компании-лицензиата. Какие требования выдвигает КРАИЛ к этому документу?

Документ формируется в произвольной форме организатором азартных игр в соответствии с положениями лицензионных условий. Организатор азартных игр самостоятельно подтверждает, что руководитель и бухгалтер компании имеют безупречную деловую репутацию, не имеют судимости, не лишены права занимать определенные должности, не входят в перечень лиц, связанных с террористической деятельностью, не являются лицами, к которым применены санкции и другие критерии.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх