Борьба с нелегальными онлайн-казино – это всегда постепенная политика – Сергей Буяджи

28 Июля 2021, 17:47

Борьба с нелегальными онлайн-казино – это всегда постепенная политика – Сергей Буяджи

Адвокат и специалист в сфере IT и кибербезопасности рассказал об особенностях борьбы с нелегальными операторами на примере иностранных юрисдикций, очертил главные проблемы украинского рынка и недостатки игорного законодательства и высказал свое мнение по поводу требования размещать серверы оператора только на территории Украины.

Несмотря на легализацию, в украинском веб-пространстве еще много нелегальных онлайн-казино. Какие, по вашему мнению, пути борьбы с ними наиболее эффективны?

Если посмотреть на опыт других стран, например Великобритании, то можно сделать вывод, что борьба с нелегальными онлайн-казино – это всегда постепенная политика, основанная на нормах закона, правилах и стандартах, а также открытом диалоге крупных компаний гемблинг-индустрии с регулятором благодаря профильным ассоциациям. Было бы вполне правильно и эффективно выстраивать соответствующий регулятивный климат в Украине.

Конечно, можно идти другим путем: например – дать полномочия блокировать сайты по решению регулятора или иного правоохранительного органа, как это давно существует в Российской Федерации. Однако в долгосрочной перспективе такой способ не может считаться эффективным, а значит – он не выгоден для украинского рынка азартных игр.

Кроме проблемы нелегальных онлайн-казино, в Украине возник вопрос незаконных залов игровых автоматов. Например, вот с чем столкнулись на практике некоторые наши клиенты, которые планировали получить лицензию на залы игровых автоматов. Сначала был ажиотаж на помещения, соответствующие требованиям закона для размещения автоматов (то есть на отели категории «3-4-5 звезд»), но потом этот ажиотаж исчез, поскольку с нарушением всех требований законодательства постепенно начали возвращаться «черные» залы. А это значит, что необходимость платить бешеные деньги за лицензию, обустраивать отель в соответствии с требованиями, совершать массу других расходов потеряли экономический смысл. Зачем это делать? Ведь рядом в подвале за закрытыми дверями уже разместился ярко освещенный нелегальный зал с автоматами, куда пускают всех, не проводя идентификации и не проверяя посетителя в реестре лудоманов.

Следовательно, пока не будет должного контроля со стороны правоохранительных органов, которые должны бороться с нелегальным казино, все остальные действия не будут иметь никакого смысла. Если же правоохранительная система будет работать правильно, то и нелегальные сайты можно блокировать, и нелегальные казино закрывать, привлекая виновных к ответственности.

Справится ли КРАИЛ с закрытием нелегальных сайтов? Ведь заметно, что эта проблема существует и в более развитых и регулируемых юрисдикциях.

Этот вопрос всегда рассматривается не с точки зрения того, справляется ли определенная страна или нет, а с точки зрения того, что всегда существует показатель, который определяет, насколько хорошо государство противодействует нелегальным гемблинг-проектам.

Надо понимать, что большое количество нелегальных компаний на самом деле имеют лицензии в других юрисдикциях, таких как Мальта или Кюрасао, и таргетируются на украинского потребителя онлайн-услуг. Несмотря на это, у них есть лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие законность их деятельности в зарубежных странах, то есть нелегальными они считаются только в Украине. Единственный способ, как может повлиять на них наше государство, – это запретить доступ к сайту. Но все мы знаем о VPN-сервисах и других средствах, которые помогают получить доступ к тому сайту, который хочет открыть потребитель, поэтому побороть формально такие ресурсы возможно, но полноценно с этим не могут справиться даже европейские страны.

Практика ограничений сайтов в Украине была уже раньше, и есть все основания полагать, что она продолжится именно в таком виде. Отличительным является судебное дело № 757/13 284/20-к, в котором по результатам определения следственного судьи от 25.03.2020 года в уголовном производстве № 12019000000000599 всех провайдеров Украины обязали закрыть доступ сразу к полусотне сайтов с азартными играми, наложив «арест на права интеллектуальной собственности».

Но я пока не знаю, обращалась ли КРАИЛ официально в правоохранительные органы или в суд с требованием о прекращении деятельности нелегальных онлайн- и офлайн-заведений. Надеюсь, со временем такие дела появятся.

Время от времени появляются новости о том, что онлайн-казино или букмекер стали жертвами хакеров или что похищали деньги, или хотели выкуп за похищенные данные. Как считаете, может ли такая ситуация случиться с украинским лицензиатом? Какие средства безопасности использует игорный бизнес, чтобы обезопасить себя от киберпреступников?

Игорный бизнес по своей сути является точно таким же бизнесом, как и любой другой в Интернете. Поэтому средства и подходы к защите значительно не отличаются. Особенно с учетом того, что Украина очень уверенно подхватывает глобальные тренды в этом направлении. Речь идет о создании систем анонимизации, шифрования, внедрении политик обработки и защиты данных в соответствии со стандартами работы с информацией и менеджментом, а также в соответствии с европейской политикой, в том числе ISO, GDPR, проведением тестов на проникновение, стресс-тестов сайтов и т. п. Вопрос кибербезопасности – это всегда вопрос защиты интересов пользователей и репутации соответствующего бренда, а поскольку никто не хочет терять свою репутацию и клиентов, то в таком случае каждый ограничен только своими желаниями и финансами.

Кроме того, даже законом Украины «Об азартных играх» предусмотрена обязанность использовать защищенные протоколы связи, которые охраняли бы оборудование от внешнего воздействия. Правда, такая формулировка не дает четкого понимания того, как должны быть устроены такие защищенные протоколы.

По вашему мнению, почему по закону онлайн-казино достаточно сертифицировать свою онлайн-систему, тогда как наземные казино должны получать в КРАИЛ еще и лицензии на свое оборудование?

Это сделано так, поскольку почти всегда онлайн-казино используют единую онлайн-систему для различных игровых сервисов, то есть в пределах одной компании может существовать несколько разнотипных онлайн-автоматов (слотов), которые работают на единой математической модели, и сертифицировать каждый из них в отдельности нет смысла.

Что касается наземных казино, то каждый игровой автомат, рулетка или кольцо индивидуальны, они могут иметь свой процент выигрыша и свою систему работы, что, соответственно, требует контроля каждого устройства в отдельности.

Исходя из вашего опыта, поделитесь, как представлена ​​государственная система онлайн-мониторинга лицензиатов в других странах? Приведите, пожалуйста, одну для примера: в какие сроки ее создали, какие функции она несет?

Хорошим примером может служить Беларусь, которая одной из первых легализовала онлайн-гемблинг на своей территории, где первой лицензированной компанией стала «Париматч», что очень похоже на ситуацию с Украиной. В Беларуси аналогом системы онлайн-мониторинга является специальная кассовая онлайн-система, которая выполняет идентификацию игроков и контролирует обороты онлайн-казино для уплаты налогов.

Если брать страны Европы, то, например, в Испании система мониторинга выполняет функции контроля онлайн-лимитов игроков, их доступа к играм, проводит автоматизированную проверку требований перед началом работы онлайн-казино, получает техническую и финансовую информацию от оператора.

Если мы говорим о реальных сроках старта ее работы, то это примерно полтора-два, поскольку некоторые моменты все же дорабатывались и после запуска. Запуск рынка азартных игр Испании состоялся в 2011 году, а собственно система начала полноценную работу уже в 2013-м.

Законом предусмотрено, что украинские лицензиаты должны размещать свои серверы на территории Украины. Насколько целесообразно это требование? Не помешает ли оно выходу иностранных операторов на отечественный рынок?

Такое требование уникально для Украины, и именно оно является еще одной преградой для иностранных инвесторов. Нет никаких рисков в том, чтобы размещать серверы на территории ЕС или в других цивилизованных странах мира. Однако было бы логично запретить размещать серверы в Российской Федерации, Китае и других странах, которые считаются рисковыми.

Еще один не до конца понятный вопрос: какую именно информацию лицензиат должен сохранять на сервере в Украине, а какую – в других странах? Между прочим, он обретает особую актуальность ввиду того, что наши правоохранительные органы любят прийти и в рамках какого-либо уголовного дела и вынести все компьютеры, серверы и другие накопители информации, не разбираясь, насколько релевантная информация на удаленных носителях по расследуемому делу. Соответственно, держать абсолютно всю информацию на украинских серверах, мягко говоря, опасно, особенно для нерезидентов, которые выходят на украинский игорный рынок.

Насколько привлекательным можно назвать украинский игорный рынок в целом, если сравнивать с юрисдикциями ЕС?

Он очень привлекательный, однако иностранных инвесторов отпугивает несовершенное законодательное регулирование и отсутствие практики его применения, а также недостаток прозрачных и понятных для иностранцев правил игры на этом рынке.

Также до сегодняшнего дня непонятно соотношение налоговой нагрузки и стоимости лицензий для игорного бизнеса. Они чрезвычайно большие. Конечно, вселяет надежду то, что Верховная Рада Украины 15 июля 2021 года в первом чтении приняла законопроект № 2713-д, которым установлена ​​единая ставка налога на доход для всех компаний, работающих в сфере азартных игр и лотерей, в размере 10 %. Планируется, что лицензиаты также будут платить налог на прибыль по общей ставке 18%, а налогом на доходы физических лиц и военным сбором станут облагать только крупные выигрыши от 48 тыс. грн.

Кроме того, предлагается отменить тройную плату за годовые лицензии на деятельность букмекеров, онлайн-казино и лицензии на игровые автоматы. Проект предусматривает возможность зачисления фактически уплаченного платежа на следующие годы, что является в общем логичным. Отсутствие такого положения в окончательной версии закона может поставить в неравные условия участников рынка.

Еще одна проблема – достаточно низкая скорость внедрения международных стандартов, касающихся сертификации игрового оборудования в Украине, ведь до сих пор наше государство не имплементировало международные стандарты соответствия оборудования, которое используют операторы.

Что касается недостатков законодательного регулирования в сфере рекламы азартных игр, то об этом говорили все и не раз, но дальше разговоров, к сожалению, дело не продвинулось. Поэтому ждем комплексной доработки как законодательства о рекламе, так и специального закона об азартных играх в этой части. Это один из тех вопросов, решения которого ждет все украинское общество, в том числе те, кто никак не пересекается с миром азартных игр.

В то же время в некоторых вопросах украинское законодательство достаточно прогрессивно и может уверенно конкурировать со странами Европы. Например, это касается принципов ответственной игры и борьбы с лудоманией.

Каковы главные недостатки украинского игорного законодательства? Что, по вашему мнению, нужно дорабатывать?

Открытым остается вопрос привлечения к ответственности операторов азартных игр, особенно в сфере рекламы. Необходимо устранить пробел в законодательстве, который касается отсутствия КРАИЛ в статье 26-й Закона Украины «О рекламе», где указан перечень органов государственной власти, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства о рекламе. Ведь в случае обращения в суд он вынужден будет принять решение не в пользу комиссии, которая пока не имеет полномочий на привлечение к ответственности за нарушения в рекламе гемблинг-продуктов.

Многие эксперты утверждают, что Украина может стать игровым хабом Европы. Разделяете ли вы это мнение? Какие факторы могут помешать развитию отечественного игорного рынка сейчас и в будущем?

Рынок азартных игр очень чувствителен к тому, что происходит внутри определенной юрисдикции. Поэтому, пока регулятор и политика государства – достаточно открытые и прозрачные в вопросе регулирования, у Украины будут все шансы стать игровым хабом Европы.

Среди факторов, которые могут негативно повлиять на развитие игорного рынка, – непоследовательная государственная политика, давление со стороны правоохранительных органов, осложнение нормативной базы, высокая финансовая нагрузка и нелегальный игорный бизнес.

Отдельное место в этом списке занимает закрытая политика государства и абсурдность положений нормативно-правовых актов, примером чего может служить требование по размещению серверов на территории Украины и непонятная ситуация с сертификацией оборудования, когда иностранные сертификаты до сих пор не признаются. Но, надеюсь, что эти недостатки со временем будут устранены, ведь этот рынок функционирует лишь год, поэтому многие работы над его усовершенствованием еще впереди.

В последнее время звучат заявления о давлении на такие международные юрисдикции, как Мальта и Кюрасао. Повлечет ли это уменьшение числа международных операторов?

По моему мнению, как такого давления в Кюрасао нет. Периодически регулятор выполняет возложенные на него обязанности и выносит регулятивные предписания, однако это не целенаправленное давление на конкретных операторов, как иногда бывает в менее развитых странах, а абсолютно нормальная и прозрачная практика контроля за легальностью деятельности на соответствующем рынке.

Что касается Мальты, то совсем недавно там происходило аннулирование лицензии Magic Services. Однако оно тоже – абсолютно законное и обоснованное: за неуплату ежегодного лицензионного сбора за период с 1 августа 2020-го по 31 июля 2021 года, который необходимо уплатить до 25 июня 2021 года. Так что на количество международных операторов это не должно особо повлиять.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх