Законодательные аспекты игорного бизнеса в Украине: хождение по кругу

Автор: Анна Нагребельна
17 Июня 2020, 12:38

Законодательные аспекты игорного бизнеса в Украине: хождение по кругу

Завтра, 18 июня, Верховная Рада Украины должна рассмотреть законопроект № 2285-д во втором чтении. Если документ примут, то это закончит более чем десятилетние попытки вернуть игорный бизнес в Украине в правовое поле, а деятельность операторов – контролировать. В этом материале мы проанализировали, как формировалось законодательство об азартных играх с момента обретения страной независимости.

Легализация игорного рынка в Украине на финишной прямой? 

Страсти вокруг подготовки профильного закона для легализации игорного рынка в Украине не утихают с момента его запрета в 2009-м.

Летом 2019 года, после официального заявления президента Украины Владимира Зеленского о срочной детенизации азартных игр, тема создания соответствующего законодательства обрела новых поклонников и оппонентов.

В частности, в августе прошлого года украинский политик Николай Томенко отметил необходимость навести порядок в игорном бизнесе, создав для него правовое поле, а поступления в бюджет использовать как целевое финансирование украинского спорта.

Такое же мнение тогда в эксклюзивном интервью Login Casino выразил Артур Палатный, председатель Комитета ВРУ по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма. В частности, он обратил внимание на то, что наиболее вероятный вариант для быстрой легализации игорного рынка в Украине – подготовить несколько отдельных проектов законов, один из которых будет регулировать деятельность казино, а остальные – касаться беттинга и лотереи.

Некоторое время активное участие урегулировании азартной индустрии принимала Агия Загребельская, уполномоченная Антимонопольного комитета Украины 2015-2019 годов. Например, в 2017-м она выступала против принятия проекта Кабинета министров о лицензионных условиях для игорных заведений, поскольку его положения препятствовали выходу на рынок новых игроков. 

В начале 2019-го Агия Загребельская приняла участие в рабочей встрече с Оксаной Маркаровой, на тот момент министром финансов, по поводу легализации игорного рынка в Украине. А в октябре прошлого года во время одной из пресс-конференций подробно остановилась на узаконивании гемблинга и расставила акценты относительно первоочередных задач в этом процессе.

Законодавчі аспекти грального бізнесу в Україні: шлях по колу

18 декабря 2019-го в Киеве состоялась Kyiv iGaming Affiliate Conference, где собрались эксперты европейских стран и те, кто работал в гемблинг-индустрии в Украине до 2009 года.

Собственно, это произошло незадолго до того, как в Верховной Раде должны были рассмотреть в первом чтении законопроект № 2285. Правда, 19 декабря 2019-го проект закона № 2285 не прошел первое чтение: нардепы проголосовали за то, чтобы профильный комитет его доработал.

И уже 20 декабря 2019-го состоялось внеочередное заседание правительства, в ходе которого чиновники приняли решение закрыть все гемблинг-заведения, работавшие под видом лотерей. Также это касалось нелегальных казино. С тех пор полиция начала активную борьбу с подпольными игровыми клубами, которые не прекратили свою деятельность самостоятельно.

16 января 2020 года Верховная Рада рассмотрела законопроект № 2285-д повторно в первом чтении и в этот раз приняла его.

Далее депутаты и эксперты вместе с профильным комитетом принялись за изменения в уже базовом законе об азартных играх. С тех пор появилось немало информации о том, каким будет окончательный документ. Также несколько раз его предварительно включали в повестку дня пленарного заседания ВР, но до сих пор рассмотрение во втором чтении не состоялось. 

По последней информации, депутаты планируют голосовать за документ 18 июня – практически через полгода с момента первой попытки вернуть гемблинг в Украине в законное поле.

Азартные игры в Украине: законодательство и регулирование до 2009 года

Создавать законодательную базу для легального существования и надлежащего регулирования азартных игр в Украине принялись значительно позже провозглашения независимости государства – собственно, только через 15 лет.

Распад Советского Союза не привел к исчезновению казино, лотерей и тотализаторов. Напротив, в украинских городах их становилось все больше. В начале 90-х годов прошлого века для того, чтобы открыть гемблинг-заведение, нужно было пройти государственную регистрацию и получить специальную лицензию. Ее выдавали в соответствии с постановлением Совета министров УССР № 99 от 15.04.1991 г. сроком на три года.

Законодавчі аспекти грального бізнесу в Україні: шлях по колу

Кроме того, при организации азартных игр в Украине заведения были обязаны платить отчисления со своей деятельности. 

В 1994 году был принят Указ Минфинансов № 115/324 (от 25.05.1994 г.). «Об утверждении Инструкции «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на доходы предприятий и организаций», согласно которому доходы от казино и игровых автоматов с денежным выигрышем подлежали налогообложению по ставке 70%.

В декабре того же года размер ставки изменился: Верховная Рада приняла Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (№ 334/94-ВР от 28.12.1994 г.), где в пп. 4.2.2 статьи 4-й было отмечено, что полученная прибыль от гемблинг-деятельности (за исключением государственных лотерей) облагается по ставке 60%.

Почти через четыре года Государственная налоговая администрация Украины издала Указ № 35 (от 19.01.1998 г.). «Об утверждении Порядка налогового учета выигрышей и расходов лиц, а также порядка отчетности субъектов игорного бизнеса», чем, в частности, вдвое снизила налоговую нагрузку на игорный бизнес в Украине – до 30%. В то же время при продаже фишек (жетонов) документ обязывает использовать кассовые аппараты.

Далее государство постепенно формировало законодательное поле и ввело дополнительные условия для работы гемблинг-заведений.

Указ Президента «О некоторых вопросах налогообложения игорного бизнеса» (от 22.06.1999 г. № 690/99) установил необходимость покупать торговый патент:

  • для работы игрового автомата с денежным или имущественным выигрышем – 1400 грн;

  • для использования игорного стола с кольцом рулетки – 6 тыс. грн;

  • для применения других игорных столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) – 48 тыс. грн за каждый.

ЗУ «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения игорного бизнеса» (19.10.1999 г. № 1160-XIV) ввел соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Законодавчі аспекти грального бізнесу в Україні: шлях по колу

В 2003 году произошло еще одно знаковое для гемблинг-бизнеса в Украине законодательное изменение – принятие Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» (№ 889-IV от 22.05.2019 г.). Пункт 9.5 статьи 9-й полностью посвящен особенностям налогообложения выигрышей и призов, полученных в лотерее (кроме государственных) и выигрышей в азартных играх. Налоговым агентом выступает тот, кто насчитывает выигрыш. Также статья 7-я этого закона фиксирует размер ставки налога на уровне 15%.

Через три года Министерство финансов Украины приняло Указ № 40/374 от 18.04.2006 г. «Об утверждении Лицензионных условий осуществления организации деятельности по проведению азартных игр и порядке контроля над соблюдением Лицензионных условий осуществления организации деятельности по проведению азартных игр». Собственно, этим чиновники попытались ответить на запросы общества и представителей игорного бизнеса в Украине.

Как указано в открытых источниках, причин для появления такого документа было несколько: с одной стороны, общественное недовольство наличием азартных игр в стране, о котором публично говорили, в частности, церковные служители разных конфессий; с другой – решение Российской Федерации ограничить деятельность гемблинг-индустрии на своей территории и вынести все заведения в отдельные игорные зоны. 

Последний факт привел к увеличению конкуренции в украинском сегменте. Тогда борьба перешла на уровень законотворчества. И, собственно, было что отстаивать: по данным СМИ, за 2007 год объем дохода только от слот-машин увеличился минимум вдвое (по сравнению с предыдущими годами) и составил $3-3,4 млрд.

Законодавчі аспекти грального бізнесу в Україні: шлях по колу

В конце 2008-го Кабинет министров представил на рассмотрение Верховной Рады законопроект о государственном регулировании деятельности в сфере игорного бизнеса (№ 3535 от 23.12.2008 г.). Фактически это первая попытка создать профильный закон для игорного бизнеса в Украине.

В пояснительной записке к законопроекту, инициатором которого указана Ю. В. Тимошенко (в то время премьер-министр Украины), говорится о необходимости создать надлежащее правовое поле, что позволит гемблинг-заведениям стать полноценными субъектами предпринимательской деятельности, а государству – полностью контролировать такую деятельность.

В первом чтении 26 декабря 2008 года Верховная Рада приняла этот законопроект и вернула его авторам для внесения ряда поправок с тем, чтобы после доработки рассмотреть во втором чтении.

Второй раз законопроект № 3535 Кабинет министров подал в Верховную Раду 14 апреля 2009-го. Однако похоже его судьбу решил другой документ: ЗУ «О запрете игорного бизнеса в Украине» (№ 1334-VI), который депутаты приняли 15 мая 2009 года, причем сразу. Одним из инициаторов такого запрета СМИ называют народного депутата V-VII созывов Верховной Рады Григория Смитюха («Партия регионов»).

Соответственно, законопроект № 3535, который в сессионном зале рассмотрели на 10 дней позже, не приняли.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх