Три недели после подписания закона об игорном бизнесе в Украине: эксперты оценивают ситуацию

03 Сентября 2020, 16:56

Три недели после подписания закона об игорном бизнесе в Украине: эксперты оценивают ситуацию

Старший юрист фирмы ОМП Игорь Галицкий предоставил короткую аналитику основных требований для игорного бизнеса, которые закреплены в законе № 768. Отдельно он отметил создание регулятора, лицензионные платежи и ограничения по маркетингу азартных игр. Со своей стороны, руководитель юридического департамента Parimatch UA Михаил Коваль рассказал о том, как воспринимают закон потенциальные операторы отечественного рынка.

Неопределенность с лицензионными условиями

Игорь Галицкий напомнил, что порядок оплаты и получения лицензии для каждого вида игорного бизнеса будет прописан отдельно в лицензионных условиях, разрабатывать которые должен уполномоченный орган – Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей. Сейчас она еще не создана, так как в законе есть определенная коллизия. Чиновники обещали исправить ее и прочие недостатки в сентябре, однако эксперты прогнозируют более длительные сроки.

Специалист отметил: исходя из положений закона № 768, регуляторный орган должны создать в течение двух месяцев после вступления закона в силу, то есть до 13 октября 2020-го. Однако у специалиста есть сомнения, что лицензионные условия для украинского игорного рынка появятся в этом году.

«Если даже уполномоченный орган будет создан в указанные сроки, то на принятие лицензионных условий у него останется всего месяц, и маловероятно, что его члены успеют разработать и утвердить документ такой сложности и важности, как лицензионные условия для каждого вида деятельности в сфере азартных игр. Более того, заключительные и переходные положения закона № 768, как это часто случается в национальном законодательстве, не содержат прямого указания на срок подготовки и утверждения лицензионных условий, а ограничиваются лишь общей формулировкой, которая может расцениваться специалистами как имеющая отношение к лицензионным условиям: «Кабинет министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обязуется принять нормативно-правовые акты, определенные настоящим Законом». Относятся ли лицензионные условия по организации и проведению азартных игр к нормативно-правовым актам, определенных законом? По общей теории права и Конституции Украины – да», – уточнил Игорь Галицкий.

Что касается лицензий, то в окончательном тексте закона никаких изменений не произошло (по сравнению с предыдущими версиями): их будут выдавать на пять лет, но при этом оператор должен дополнительно платить за каждый игровой автомат или игровой стол с рулеткой или без нее. Саму лицензию на игорную деятельность должны выдавать только на одно учреждение, поэтому если оператор захочет открыть казино по другому адресу, ему снова придется получать разрешительный документ. Интересен и тот факт, что любые льготы, скидки или другие методы уменьшения суммы лицензионных платежей законом не предусмотрены.

Неопределенность с лицензионными условиями

Кроме того, закон указывает, что по трудовому договору в игорном заведении должно работать не менее 50 человек и сотрудник азартной сферы не может быть моложе 21 года.

Лицензии подорожают еще до запуска рынка

До запуска игорного рынка в Украине уже есть тенденция к удорожанию и так дорогих лицензий. Верховная Рада приняла, а президент подписал закон о повышении минимальной заработной платы до 5 тыс. грн с 1 сентября 2020 года. Более того, в дальнейшем минимальная зарплата должна увеличиться до 6 тыс. грн – с 1 января 2021 года. Но в пункте 7 статьи 49 закона № 768 содержится положение, согласно которому размер платы за лицензию определяется размером минимальной заработной платы, установленной на 1 января года, в котором регулятор принимает решение о выдаче лицензии.

Соответственно, если оператор будет получать лицензию в 2020 году, то платеж за нее станут высчитывать в размере минимальной зарплаты на 1 января 2020 года (то есть 4723 грн), а если разрешительный документ оформлять в 2021-м, то размер минимальной зарплаты для расчета составит 6 тыс. грн (при условии принятия решения о повышении «минималки»). И, похоже, правительство действительно придерживается анонсированных сроков и планов, поэтому следует ожидать, что с 1 января 2021-го лицензии подорожают примерно на 30%.

В целом законом предусмотрено 11 видов лицензий – как для наземного, так и для игорного бизнеса в онлайне.

Ниже приводим сравнительную таблицу со стоимостью лицензий до конца 2020 года и с начала 2021-го (при условии повышения минимальной зарплаты до 6 тыс. грн).

Вид лицензии

Строк действия

Цена лицензии в МЗП

Продолжительность оплаты, раз в год

Цена в грн до 31.12.2020 

Стоимость в грн с 01.01.2021

1

На осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных заведениях казино

5 лет

60 000 для г. Киева

5 лет

283,380 млн

360 млн

1 год

56,676 млн

72 млн

5 лет

30 000 для других городов

5 лет

141,96 млн

180 млн

1 год

28,392 млн

36 млн

2

На игровой стол и/или на игровой стол с кольцом рулетки

1 год

175 за игровой стол с кольцом рулетки

1 год

826 525

1,05 млн

1 год

90 за игровой стол, не являющийся игорным столом с кольцом рулетки

1 год

425 070

540 тыс.

3

На осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр казино в сети Интернет

5 лет

6500

5 лет

30,6995 млн

39 млн

1 год

6,1399 млн

7,8 млн

1 год (до запуска Государственной системы онлайн-мониторинга)

18,4197

23,4 млн

4

На осуществление деятельности по организации и проведению букмекерской деятельности

5 лет

30 000

5 лет

141,690 млн

180 млн

1 год

28 338 000

36 млн

1 год (до запуска Государственной системы онлайн-мониторинга)

85,0164 млн

108 млн

5

На букмекерский пункт

5 лет

30

1 год

141 690

180 тыс.

6

На осуществление деятельности по проведению пари тотализатора на ипподроме

5 лет

1

5 лет

4723

6 тыс.

7

На осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов

5 лет

7500

5 лет

35,4225 млн

45 млн

1 год

7,0845 млн

9 млн

8

На игровой автомат

5 лет

6

1 год

28 338

36 тыс.

1 год (до запуска Государственной системы онлайн-мониторинга)

85 014

108 тыс

9

На осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в покер в сети Интернет

5 лет

5000

5 лет

23,6155 млн

30 млн

1 год

4,723 млн

6 млн

10

На осуществление деятельности по предоставлению услуг в сфере азартных игр

5 лет

300

5 лет

1,4169 млн

1,8 млн

1 год

283 380

360 тыс.

11

Инвестиционная лицензия

10 лет

175 за один игровой стол с кольцом рулетки

Отсутствует

Бесплатно

90 за игровой стол, не являющийся игровым столом с кольцом рулетки

6 за игровой автомат

Для получения инвестиционной лицензии заявитель должен построить пятизвездочный отель с номерным фондом в 200 номеров (Киев) или 150 (другие города). Также заявитель должен приложить к обычному пакету документов инвестиционный проект и декларацию о начале строительства.

Некоторые требования к игровому оборудованию

Что касается требований к игровому оборудованию, Игорь Галицкий отметил, что на праве собственности организатору азартных игр должны принадлежать только игровые автоматы. Другие виды игорного оборудования не обязательно должны быть в собственности. К использованию допускаются только те автоматы, которые не имеют купюроприемников, прошли сертификацию и были выпущены после 2019 года. Эти требования касаются только игровых автоматов.

Как изменятся лотереи и куда пойдут налоги с гемблинга

В будущем выпуск и проведение лотерей смогут осуществлять только три оператора с опытом работы не менее трех лет, но опыт лотерейного распространителя не учитывается. По словам Игоря Галицкого, интересно, что они могут объединяться и проводить межгосударственные лотереи совместно с зарубежными операторами. 

Лицензию будут выдавать сроком на 10 лет, ее цена – 28 тыс. МЗП: 132,244 млн грн до конца 2020-го или 168 млн грн с 1 января 2021-го. В лотерейном оборудовании запрещено воспроизводить прокрутки барабанов, имитирующие работу игрового автомата. Также запрещены любые лотереи, которые имеют визуальные признаки игр казино. Возрастной ценз для игры в лотерею – с 18 лет.

Игорь Галицкий также разъяснил, как направлять налоговые поступления игорного бизнеса: «Законом № 768 определено, на какие отрасли экономики пойдут средства от лицензирования азартных игр. Например, средства от лотерей будут направлены на поддержку культуры, от букмекеров – на спорт, а от казино в сети Интернет и покера – на финансирование медицины».

Как изменятся лотереи и куда пойдут налоги с гемблинга

Представители бизнеса – об украинском законодательстве

Михаил Коваль, руководитель юридического департамента Parimatch UA, подчеркнул, что ряд требований в законе уже можно реализовывать, но конечный пакет документов определят лицензионные условия. Также эксперт отметил, что внедрение более жестких условий работы для операторов вряд ли произойдет.

«Что касается ужесточения требований, то это маловероятно, поскольку в самом законе предусмотрен запрет на увеличение требований в лицензионных условиях, кроме тех, которые есть в законе. А сами лицензионные условия можно только детализировать и прописать механизмы с требованиями, о которых говорится в законе. Создать что-то дополнительно невозможно, ведь в таком случае лицензионные условия будут противоречить закону № 768», – поделился Михаил Коваль.

Представитель Parimatch охарактеризовал закон как стандартный, так как идеальных законов не существует, главное, что он позволит спокойно работать на украинском рынке. Букмекерам запретили заключать пари на виртуальные события и на события, результат которых определяет генератор чисел. Эксперт также отметил, что запрет на прием ставок о результатах розыгрыша лотерей нелогичен, поскольку это реальное событие и вероятность результата того или иного лотерейного розыгрыша просчитывается букмекером с математической вероятностью.

Кроме того, значительное внимание в законе уделено социально ответственной игре и профилактике лудомании. Но специалист уверен: главное, что нужно сделать в рамках легализации игорного бизнеса, – это внести изменения в налоговое законодательство, что сделает украинских игроков гемблинг-рынка конкурентными с международными компаниями.

«Законопроект № 2713-д необходимо принять как можно скорее, поскольку он уменьшит специальные налоговые ставки для организаторов и отменит налог на выигрыш с игроков», – подытожил Михаил Коваль.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх