Создать Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей: действие со многими неизвестными

Автор: Анна Нагребельна
16 Октября 2020, 16:56

Создать Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей: действие со многими неизвестными

Условия назначения главы и состава Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей предполагали, что последний день подачи заявок на участие в конкурсе – 12 октября 2020-го. Однако в публичной плоскости ситуация вокруг избрания руководящего состава регулятора обретает все менее прозрачные очертания. В этом материале мы расскажем о последних событиях, а также приведем мнение профессионального юриста о том, имеет ли место факт нарушения законодательства.

О конкурсе по формированию руководящего состава регулятора азартных игр

На момент написания этой статьи было несколько публичных заявлений и предположений в медиа касательно лиц, которые станут руководителем и членами комиссии.

13 октября на своем сайте нардеп Александр Дубинский опубликовал срочное обращение к главе профильного финансового комитета ВР Даниилу Гетманцеву с призывом в ближайшее время провести открытый конкурс для отбора будущих членов Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей.

Дубинский

Позже, 15 октября, в своем профиле в Facebook Борис Баум, которого в медиа фактически уже назвали главой регулятора, заявил, что снимает свою кандидатуру с открытого конкурса.

Баум

регулювання азартних ігор

Кроме того, в Telegram-канале Legal Hub сообщил, что ему известны имена основных претендентов на должности членов комиссии. Эти сведения распространили некоторые украинские СМИ.

LegalHub

Эмоции и вот такой фактаж – это одна сторона, другой же является буква закона. Учитывая запутанность событий вокруг создания в Украине Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, мы обратились за комментарием к профессиональному юристу.

Правовая сторона вопроса о регуляторе азартных игр: все ли здесь законно?

Анна Буяджи, управляющий партнер юридической компании VigoLex, согласилась прокомментировать нам последние события. Кроме того, она подчеркнула: ситуация настолько неоднозначна и противоречива, что это только одно из прочтений. Приводим полностью ее ответ LoginCasino.com.ua.

Правовая сторона вопроса о регуляторе азартных игр: все ли здесь законно?

Напомню, что Закон Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в народе более известный как закон об азартных играх, вступил в силу 13 августа 2020 года. Согласно п. 8 Заключительных и переходных положений, Кабмин обязан в двухмесячный срок со дня вступления в силу закона обеспечить образование и финансирование Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей. Как ни странно, на этот раз правительство довольно пунктуально, поскольку 23 сентября 2020-го приняло решение о создании комиссии и утвердило Положения о ней.

Все бы хорошо, если бы не одно «но» – законодательный «ляп» в виде двух различных процедур формирования комиссии в одной статье закона (ст. 7). Согласно обеим процедурам, прописанным в законодательном акте, членов комиссии назначает правительство, однако по одной процедуре конкурс проводит Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, а по другой – специальная комиссия, созданная при Кабмине.

Однако даже этот просчет законодателя сейчас не является самой большой проблемой, поскольку правительство решило действовать молниеносно и с «третьей» процедурой, вообще не предусмотренной в законе об азартных играх. Так, 5 октября 2020 года Кабмин принял Распоряжение «О необходимости назначения на вакантную должность председателя Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей» (далее – Распоряжение). Из текста документа понятно, что Национальное агентство по вопросам государственной службы (НАГС) должно рассмотреть документы желающих принять участие в отборе и потом передать их министру Кабинета министров для проведения собеседования с кандидатами.

Уже 6 октября вакансии председателя и членов комиссии появились на Едином портале вакансий государственной службы, причем срок подачи документов был установлен с 7 октября до 17:00 12 октября 2020-го. 

Имея значительный опыт подготовки, заполнения и подачи документов на разные высокие государственные должности, скажу, что собрать полный комплект документов за такой короткий срок практически невозможно. При этом кандидатам еще нужно заполнить электронную декларацию о своем имущественном положении, что тоже задача не из легких. 

Предполагаю, что такие короткие сроки на подачу документов могут свидетельствовать о том, что лица, которые займут должности председателя и членов комиссии, уже заранее известны и у них уже готов необходимый пакет документов.

Законодательство

Но это только мое предположение, а сейчас вернемся к более практическим вопросам: где же открытый и прозрачный конкурс? Почему не предусмотрено прохождение тестов на знание законодательства и на абстрактное мышление, как это определено Законом Украины «О государственной службе»? Давайте разбираться.

В связи с установлением карантина в Украине 18 апреля 2020 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – закон о Госбюджете). Этим законом временно приостановлены нормы Закона Украины «О государственной службе» и Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» в части проведения конкурсов на должности государственной службы и назначения на должности государственной службы по результатам конкурса. На время карантина и 30 дней после его окончания будет действовать процедура временного отбора на должности государственной службы путем заключения срочного контракта.

Сейчас действует правительственный Порядок назначения на должности государственной службы на период действия карантина (далее – порядок). Отбор и назначение лиц на вакантные должности государственной службы в соответствии с этим порядком осуществляется в исключительных случаях, связанных с необходимостью выполнения задач и функций государственных органов на период действия карантина.

Из анализа Распоряжения о назначении председателя комиссии можем предположить, что применяется предусмотренная порядком процедура назначения путем заключения контракта, хотя прямой ссылки на указанный порядок данное Распоряжение не содержит.

Таким образом, отбор членов комиссии должен происходить по какой-то оригинальной процедуре, не предусмотренной действующим законодательством, путем «проведения собеседования» министром Кабинета министров. И это вроде не считается нарушением. В то же время у меня есть обоснованные сомнения в законности таких действий. 

Как я уже говорила выше, законом о госбюджете временно приостановлено действие норм Закона Украины «О государственной службе» и Закона «О центральных органах исполнительной власти», но отнюдь не закона об азартных играх, определяющего особый порядок избрания и назначения членов комиссии.

Закон Украины

Итак, по моему мнению, Распоряжение о назначении председателя комиссии, где применен специальный порядок, – как минимум оспариваемое, а как максимум – откровенно незаконное, поскольку принято вопреки императивным положениям закона об азартных играх. 

Этого прокола также могло не быть, если бы при принятии закона об азартных играх законодатель не пытался «выдумать велосипед», а применил «обычную» процедуру избрания членов комиссии, определенную законом о государственной службе – тогда временно приостановленное действие его норм позволило бы легально применить специальный порядок, принятый Кабмином на время карантина. Но в Украине все как всегда... Что ж, ждем продолжения. 

Интересно, закончится ли этот процесс громкими судебными делами или украинцы снова мирно согласятся на непрозрачные схемы избрания и назначения должностных лиц по принципу «политической целесообразности» и «исходя из потребностей времени»?

Комментарии:
Сейчас читают
вверх