Операторы гемблинг-рынка имеют дело с продуктом, требующим особого подхода к его подачи потребителям. Нередко страны вводят ограничения на рекламу различных видов азартных игр, но обычно лотереи и пари является исключением в таких запретах. Рассмотрим это на примере Украины, России и Беларуси.
Украина готовится к законодательным изменениям
По мнению Агии Загребельской, государственной уполномоченной АМКУ 2015-2019 годов, рекламы классических азартных игр в Украине не должно быть вообще. Насколько это будет реализовано в профильном законе, можно будет понять после его принятия и обнародования.
Пока в стране легально работают только государственные лотереи. И их рекламная деятельность должна соответствовать Закону Украины «О рекламе». Он содержит как общие положения, так и отдельные требования к рекламе именно лотерей. В частности, оператор должен сообщать потребителям о сроках и месте проведения лотереи, а также о том, где можно узнать об условиях и месте, где она состоится.
Поскольку для участников лотерей возрастные ограничения (от 18 лет), в своей рекламе операторы не могут использовать изображения детей в качестве потребителей данного товара.
Более того, согласно Закону Украины «О государственных лотереях в Украине», запрещено рекламировать:
- лотереи, не имеющие государственного статуса;
- лотереи, организованные за пределами Украины.
Также действует запрет на использование слова «лотерея» и словосочетаний «государственная лотерея», «национальная лотерея», «Украинская лотерея» в рекламе отдельных товаров, работ, услуг или в названиях юридических лиц, не являющихся операторами государственных лотерей или их распространителями в соответствии с украинским законодательством.
Россия: реклама по четким правилам
В Российской Федерации реклама основанных на риске игр, пари не может быть направлена на несовершеннолетних и создавать впечатление альтернативного метода заработка либо получения денег для жизни. Также она не должна:
- преувеличивать шанс получения выигрыша/преуменьшать уровень риска;
- сообщать о получении выигрышей, если на самом деле этого не произошло;
- убеждать, что участие в играх и пари поможет достичь общественной известности, профессионального, индивидуального или спортивного успеха;
- критиковать неучастие в играх, пари;
- создавать представление, что вознаграждение гарантировано;
- применять образы людей и животных.
Легальную рекламу основанных на риске игр, пари в РФ в основном можно увидеть только в теле-, радиопрограммах с 22:00 до 7:00 (по российскому времени), в зданиях, где проводят такие игры, пари (помимо объектов транспортной инфраструктуры и других подобных мест). Еще одна разрешенная площадка для рекламы – определенная группа периодических печатных изданий.
Кроме того, законодательство регламентирует, где именно можно распространять такую рекламу. При этом она должна содержать сроки розыгрышей призов, источник информации об организаторе, правила их проведения, размер призового фонда, число призов/выигрышей, сроки, место и порядок сбора призов/выигрышей.
Беларусь: ограничение рекламы гемблинг-продуктов
Поскольку в Республике Беларусь разрешены азартные игры, соответственно, их реклама присутствует в различных каналах коммуникации. Закон о рекламе регламентирует ее форму, содержание и часы для показа. Так, в Беларуси реклама лотерей, игр, других игровых, рекламных и развлекательных событий, пари должна сообщать телефонные номера, доменное имя сайта либо номер и дату выпуска печатного СМИ, где есть соответствующие данные. Плюс ко всему данные о сроках розыгрыша призового фонда лотереи, выигрышном фонде электронной интерактивной игры, наименовании и сроках проведения (если они предусмотрены).
Кроме того, в этой рекламе (за исключением внешней и радиорекламы) должны быть:
- номер свидетельства о регистрации или свидетельства о государственной регистрации правил проведения;
- дата регистрации в государственных реестрах или дата принятия такого решения, а также название органа, выдавшего данное свидетельство.
С другой стороны, реклама лотерей, игр, в том числе рекламных и азартных игр, пари не должна:
- создавать представление о гарантированное получение выигрышей и о том, что это является способом заработка;
- заявлять, что участие в азартных играх, пари может привести к социальному признанию, профессиональному, спортивному или персональному успеху;
- применять образы несовершеннолетних;
- преувеличивать шанс приобретения выигрыша/преуменьшать уровень риска;
- критиковать нежелание участвовать в лотереях, играх, включая рекламные и азартные развлечения, пари.
Запрещено размещать рекламу гемблинг- заведений и азартных игр на телевидении и радио с 7:00 до 22:00. Также она не может размещаться в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта (кроме размещенных на их площади помещений букмекерских контор и тотализаторов). Не может такая реклама появляться на игрушках и в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан до 18 лет или специализирующихся на экологии, образовании, здравоохранении.
Кроме того, в Беларуси запрещена реклама для стимулирования продажи услуг игорных заведений и азартных игр и реализации алкогольных напитков.
Учитывая количество условностей и ограничений, кажется, что рекламу основанных на риске игр и пари сделать интересной непросто. Однако операторы рынка демонстрируют изобретательность и чувство юмора. Например, как в этом от израильской лотереи: