Лицензионные условия лотерей: основные положения проекта

06 Сентября 2021, 16:00

Лицензионные условия лотерей: основные положения проекта

Украинские операторы лотерей работают без лицензионных условий с 2014 года. Но после легализации игорного бизнеса стало ясно, что этот вопрос требует урегулирования. И если лицензионные условия для других вертикалей гемблинга регулятор утвердил еще в декабре 2020 года, то лотереи ждут значительно дольше. Только в июне 2021-го на сайте КРАИЛ появился проект новых лотерейных лицусловий.

Основные термины и определения

Документ закрепляет некоторые определения:

  1. Билет государственной лотереи – лотерейный билет и/или другое средство, удостоверяющее участие в государственной лотерее и/или размер выигрыша.
  2. Выпуск и проведение лотерей – хозяйственная деятельность по проведению государственных лотерей.
  3. Единый реестр государственных лотерей, введенных в Украине (ЕРГЛ) – в электронной форме размещенные на сайте органа лицензирования сведения о государственных лотереях, проводимых или проводившихся на территории Украины.
  4. Другой способ, который удостоверяет участие в лотерее и/или размер выигрыша – документ, распечатанный с электронной системы ставок, позволяющий подтвердить участие в лотерее и/или выигрыш участника лотереи.
  5. Комбинированная лотерея – государственная лотерея, которая сочетает в себе признаки нескольких видов лотерей.
  6. Конкурс – способ отбора операторов лотерей, который заключается в оценивании по определенным критериям.
  7. Лотерейное оборудование – терминал электронной системы принятия ставок и центральная электронная система.
  8. Конкурсные документы – документы, представленные оператором для участия в конкурсном отборе.
  9. Тиражная лотерея – лотерея, проведение которой осуществляется потиражно.
  10. Центральная электронная система – программно-технический комплекс, предназначенный для накопления информации о фиксации и учете принятых ставок, выплаченных выигрышей, учета билетов и билетов, допущенных к розыгрышу.

Получение лицензии

Согласно закону об игорном бизнесе, всего в Украине может быть три лицензированных оператора лотерей. Соответственно, лицензию будет получить сложнее, чем на другие виды азартных игр. Прежде всего это проявляется в ее конкурсной форме получения.

Этот отбор проводит комиссия, которая состоит из главы и членов Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей. Конкурс имеет несколько этапов: подготовка к проведению, рассмотрение представленных документов, определение победителя конкурса.

Этап первый – подготовка

украинская лотереря

Подготовка к проведению:

  • Начинается с решения органа лицензирования о проведении конкурса, которое нужно принять не позднее 30 дней с момента, когда в Украине стало меньше трех лицензиатов.
  • Решение должно содержать сведения о дате, времени, месте проведения конкурса, требовании к составу конкурсных документов, количестве конкурсных позиций, минимальных требованиях к операторам, критериях определения победителей и других необходимых условиях.
  • Орган лицензирования должен создать рабочую группу из семи человек. Она должна: подготовить объявление о конкурсе, обрабатывать документы, представленные компаниями, и выполнять другие решения, предусмотренные проектом лицензионных условий.

Претенденты на лотерейную лицензию должны подать довольно объемный пакет документов:

1. Заявление об участии.

2. Заверенные копии учредительных документов юридического лица-субъекта предпринимательской деятельности, заявителя.

3. Заверенную копию выписки, подтверждающей регистрацию юрлица-нерезидента в стране его нахождения, которое является учредителем юрлица-заявителя.

4. Информацию о конечном бенефициарном владельце.

5. Информацию о структуре собственности.

6. Сведения о том, что заявитель имеет обособленные подразделения в каждом населенном пункте Украины с населением более 500 тыс. человек.

7. Сведения о том, что у заявителя есть не менее 5 тыс. пунктов распространения государственных лотерей.

8. Сведения о том, что у заявителя есть пункт распространения государственных лотерей в каждом населенном пункте с населением более 5 тыс. человек.

9. Утвержденные копии документов, подтверждающих у заявителя наличие электронной системы принятия ставок.

10. Сведения о наличии у заявителя 5 тыс. терминалов электронной системы принятия ставок.

11. Сведения, подтверждающие проведение заявителем государственных лотерей в течение трех календарных лет.

12. Копию финансовой отчетности.

13. Аудиторское заключение.

14. Документ, выданный независимым аудитором, который подтверждает полноту формирования уставного капитала.

15. Документ, подтверждающий источники средств, из которых сформирован уставный капитал.

получение лицензии

16. Информацию о том, что руководители, главный бухгалтер, владельцы существенного участия и конечные бенефициарные владельцы имеют безупречную деловую репутацию.

17. Документ, отражающий внутреннюю структуру юрлица-заявителя с указанием структурных подразделений, вовлеченных в проведение лотерей.

18. Сведения о руководителе юрлица и лица, исполняющего его обязанности в случае отсутствия руководителя.

19. Сведения о главе и членах наблюдательного совета заявителя.

20. Копии документов, удостоверяющих личность руководителя и лица, выполняющего обязанности руководителя.

21. Заверенные копии трудовых книжек руководителя, лица, исполняющего обязанности руководителя в его отсутствие, заместителя руководителя, главы и членов наблюдательного совета.

22. Документы, относящиеся к закрытой части конкурсных документов (информация о соответствии заявителя критериям оценивания, бизнес-план с ожидаемыми объемами распространения лотерей и платежами в бюджет).

23. Опись документов, представляемых для участия в конкурсе в двух экземплярах.

Этап второй – рассмотрение документов

Конкурсная комиссия в течение трех дней с момента поступления рассматривает представленные документы на предмет наличия или отсутствия причины оставить их без рассмотрения. Если они имеются – рабочая группа составляет информационную справку, которая должна содержать обоснованный вывод о том, почему заявку оставили без рассмотрения. Затем рабочая группа передает документ для ознакомления конкурсной комиссии, которая должна согласиться или не согласиться с решением рабочей группы.

Основанием, чтобы оставить заявление без рассмотрения, может быть:

  • несоблюдение сроков подачи документов, установленных в информационном сообщении;
  • представление документов не в полном объеме;
  • заявление или один из документов: подписано лицом без полномочий; не содержит обязательных данных; не содержит сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей о заявителе.

лицензия лотереи

И даже если документы оператора продолжат рассматривать – это только начало. Далее рабочая группа будет рассматривать пакет документов, чтобы допустить компанию к конкурсу или отказать ей в допуске. Далее алгоритм действий аналогичен рассмотрению/оставлению без рассмотрения: если есть основания для недопуска, рабочая группа передает информацию конкурсной комиссии, за которой остается окончательное решение.

Отказать в допуске могут из-за:

  • установления несоответствия заявителя Лицензионным условиям;
  • выявления недостоверных данных в документах;
  • наличия у органа лицензирования решения суда, запрещающего компании проводить лотереи.

Если же рабочая группа согласовывает допуск, то в конкурсную комиссию подается соответствующая рекомендация.

В течение 10 рабочих дней с даты окончания подачи документов рабочая группа формирует реестр компаний, допущенных к участию в конкурсе. Этот реестр дальше утверждает уже конкурсная комиссия, и его должны опубликовать на сайте органа лицензирования.

Этап третий – проведение конкурса и определение результатов

Конкурс проводит конкурсная комиссия, состоящая из главы и членов КРАИЛ. Конкурс должен быть публичным, и на нем имеют право находиться представители операторов, СМИ, общественных организаций.

Комиссия раскрывает пакеты с документами заявителей и начинает оценивать участников по критериям, утвержденным лицензионными условиями, анализировать запланированные показатели деятельности и предложенные социальные проекты.

Победителем становится оператор, набравший наибольшее количество баллов по результатам оценки. Во время проведения первого конкурса лицензии получат три компании с самыми высокими показателями.

Если два заявителя набрали одинаковое количество баллов, то победит тот, у кого больше опыта оперирования.

Окончанием конкурса является дата, когда комиссия составит протокол о результатах. Оператору-победителю комиссия должна выдать соответствующий акт. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

КРАИЛ лотерея

В течение 30 дней с момента объявления результатов компания должна обратиться в КРАИЛ с заявлением на получение лицензии. Вместе с ним нужно подать:

1) акт КРАИЛ об определении компании победителем конкурса;

2) заверенные копии документов, которые подавались для конкурса;

3) опись документов для получения лицензии в двух экземплярах. Ее форма есть в приложении № 2 к проекту лицусловий.

Читайте также: Сроки и стоимость услуг украинских субъектов сертификации игорного оборудования

Критерии оценки претендентов на лицензию оператора государственных лотерей

Критерий оценивания

Характеристики для оценивания

Количество баллов

Наличие опыта организации и проведения гослотерей

Свыше 15 лет

10

Свыше 10 лет

7

Свыше 3 лет

5

Наличие сети пунктов распространения билетов лотерей

От 10 001 и более пунктов

10

От 7001 до 10 000 пунктов включительно

7

От 5000 до 7000 пунктов включительно

5

Наличие у участника конкурса собственной сети пунктов распространения

Более 1000 пунктов

10

От 501 до 1000 пунктов включительно

7

До 500 пунктов включительно

5

Наличие терминалов электронной системы ставок, принадлежащих заявителю

Свыше 10 000 терминалов

10

От 7001 до 10 000 терминалов включительно

7

От 5000 до 7000 терминалов включительно

5

Наличие сайта, через который осуществляется распространение лотерей

Минимум 1

5

Наличие мобильного приложения для распространения лотерей

Минимум 1

5

Опыт по проведению мгновенных лотерей

Свыше 15 лет

10

Свыше 10 лет

7

Свыше 5 лет

5

Опыт по проведению тиражных лотерей

Свыше 15 лет

10

Свыше 10 лет

7

Свыше 5 лет

5

Опыт по проведению лотерей в Интернете

Свыше 5 лет

10

Свыше 3 лет

7

Более года

5

Участие в международных лотереях

Участник

10

Кандидат

6

Наличие документов, подтверждающих независимое оценивание на соответствие требованиям ответственной игры и систем управления информационной безопасностью

Сертификат ответственной игры (RG) EL

10

Сертификат ответственной игры (RD) WLA

10

Сертификат безопасности ISO 27001 и WLA-SCS

20

Наличие социальных проектов в течение последних 10 лет в сфере здравоохранения, спорта, культуры, образования, местных громад, в которые вложили не менее 800 минимальных зарплат на момент проведения конкурса

Наличие хотя бы одного социального проекту

10

Наличие нескольких социальных проектов

20

Требования к оператору государственных лотерей Украины

Оператором может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в Украине и соответствующее требованиям лицензионных условий.

Лотерейным оператором не могут быть:

  • Бюджетные учреждения, а также другие предприятия из Реестра неприбыльных учреждений.
  • Юрлица, чьи участники или акционеры являются госслужащими, работниками органов госуправления, представителями местных властей или фондов соцстрахования.
  • Юридические лица, которым запрещено оперировать лотереями по решению суда.
  • Юридические лица, среди чьих участников, учредителей, акционеров есть юрлицо или физлицо, зарегистрированное в государстве, которое ненадлежащим образом борется с отмыванием средств или финансированием терроризма.
  • Юридические лица, прямо или косвенно контролируемые резидентами Российской Федерации.
  • Юридические лица, чьи участники или акционеры включены в перечень лиц, которые занимаются терроризмом или в отношении которых применены международные санкции.

Оператор гослотерей Украины обязан:

  1. Иметь действующие отдельные подразделения в каждом городе с населением более 500 тыс. человек.
  2. Иметь точки распространения лотерей в каждом населенном пункте с населением более 5 тыс. человек, но не менее 5 тыс. таких точек.
  3. Иметь электронную систему приема ставок, в которую входят не менее 5 тыс. терминалов.
  4. Иметь не менее трех лет опыта по выпуску и проведению государственных лотерей. Опыт по распространению лотерей не учитывается.
  5. Иметь уставный капитал не менее 30 млн грн.
  6. Соблюдать правило, по которому собственный капитал оператора не может быть меньше уставного.
  7. Застраховать риск невыплаты выигрыша из-за неплатежеспособности или банкротства.
  8. Не допускать к игре лиц младше 18 лет.

Требования к государственным лотереям

Оператор должен обязательно обнародовать условия лотереи со следующей информацией: название лотереи, название оператора, его местоположение и ЕГРПОУ, территория и методы распространения лотереи, дата начала и конца приема ставок, количество билетов, общая сумма выплаты выигрыша, размер ставки, распределение призового фонда, порядок определения победителей, требований к документам, удостоверяющих личность победителя, права и обязанности участников лотерей, описание билета, порядок рассмотрения жалоб игроков.

государственная лотерея украины

Примечательно, что в лицензионных условиях прописано максимальное количество запретов на имитацию любой другой вертикали азартных игр. В частности, запрещена визуализация розыгрыша, которая имитирует игровые автоматы (прокрутки барабанов), или других азартных игр казино – рулетки и крепса.

В то же время в своей деятельности оператор государственных лотерей должен руководствоваться следующими принципами:

• Не допускать дублирования названий других гослотерей.

• Нельзя использовать словесное обозначение, являющееся признаком других товаров и услуг, под которыми проводятся игры, отличные от лотерейных.

• Не использовать товары и знаки, под которыми проводятся другие азартные игры.

• Призовой фонд должен формироваться с суммы не менее 50% от принятых ставок.

• Количество и виды гослотерей не ограничены.

• Во время проведения лотереи тото запрещено устанавливать коэффициенты для установления выигрыша.

• При проведении тото оператор должен публиковать перечень спортивных событий, прогнозы которых входят в игровую комбинацию.

• В гослотерее тото разрешено принимать ставки на результаты профессиональных или любительских событий, а также на киберспорт.

Как должен выглядеть билет

Проект лицензионных условий предусматривает, что на лотерейном билете должна быть информация о названии лотереи, стоимости билета или ставки, номер билета, игровая комбинация и другие данные, предусмотренные оператором. На печатном варианте также нужно указывать серии государственной лотереи, к которой относится билет, краткое описание условий выигрыша.

На билеты государственной мгновенной лотереи, которые выдает терминал электронной системы ставок, необходимо, кроме вышеупомянутых пунктов, добавить дату и время регистрации ставки и номер терминала, на котором была зарегистрирована ставка.

Пункты распространения

Наземные пункты распространения государственных лотерей можно располагать в любом месте, кроме:

  • временно оккупированных территорий Украины;
  • помещений органов государственной и местной власти, госорганов;
  • учреждений культуры (библиотеки, музеи, театры, выставочные галереи);
  • помещений медицинских учреждений;
  • помещений специализированных детских развлекательных центров;
  • культовых зданий и сооружений, помещений, принадлежащих религиозным организациям;
  • помещений жилищного фонда;
  • объектов незавершенного строительства.

лотерейный билет

Распространители лотерей в онлайн-формате вправе распространять лотереи только на тех сайтах, которые указаны в договоре с оператором государственных лотерей. Последний, в свою очередь, обязан разместить на своем сайте информацию обо всех распространителях своих лотерей в Интернете.

Требования к лотерейному оборудованию

Все терминалы лицензиата должны быть подключены к центральной электронной системе. Оператор должен принять меры для предотвращения подключения терминалов к различным электронным системам. Для этого компании нужно иметь исчерпывающий перечень IP-адресов.

Электронная система должна позволить проверить выигрышность/невыигрышность билета не менее чем через шесть месяцев с момента его изготовления. Кроме того, электронная система должна регистрировать следующую информацию:

• принятые ставки и реализованные билеты, в случае с мгновенными лотереями – фиксация номеров реализованных билетов;

• возвращенные ставки в разрезе каждой лотереи, ее серии, тиража, периода;

• выплаченные выигрыши в разрезе каждой лотереи, ее серии, тиража, периода.

Для распространения государственных лотерей запрещается использовать оборудование с программами, которые самостоятельно определяют вероятность розыгрыша или размер приза (или соединены с такими устройствами или программами). Также запрещается использовать игровые автоматы как лотерейное оборудование или использовать лотерейное оборудование, которое внешним видом напоминает игровые автоматы.

Все оборудование подлежит оценке соответствия или научно-технической экспертизе на наличие незадекларированных функций.

Оператор должен предоставить органу лицензирования возможность получать ряд данных по электронной системе в режиме реального времени, кроме вышеупомянутой информации о ставках и выигрыше. Это:

• Информация о ввезенных в Украину билетах.

• Информация о билетах, изготовленных в Украине типографским методом.

• Количество распространенных и нераспространенных билетов.

• Информация о сгенерированных электронных билетах мгновенных и комбинированных лотерей.

• Информация о фиксации каждого принятия/возврата ставки и выплаты выигрыша по серии, тиражу и номеру билета.

Проведение межгосударственных лотерей

межгосударственная лотерея

Украинский лотерейный оператор может проводить такие лотереи только с юридическим лицом, которое имеет соответствующую лицензию. Для этого нужно иметь документ, подтверждающий, что иностранные юридические лица имеют право на проведение лотерей в своей юрисдикции.

Нельзя проводить межгосударственные лотереи с иностранными операторами, которые являются резидентами государства, которое ненадлежащим образом проводит борьбу с отмыванием средств или финансированием терроризма, является резидентом или находится под контролем страны-агрессора.

Приложения

Претендент на украинскую лицензию может найти образцы необходимых документов в приложениях к лицензионным условиям. В частности, должны быть:

1. Заявление о получении (выдаче) лицензии на выпуск и проведение лотерей.

2. Описание документов, представляемых для получения лицензии на выпуск и проведение лотерей.

3. Заявление о приостановлении действия лицензии на выпуск и проведение лотерей.

4. Заявление о восстановлении действия лицензии на выпуск и проведение лотерей.

5. Заявление о сужении осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей.

6. Заявление об аннулировании лицензии на выпуск и проведение лотерей.

Примечательно, что получить лотерейную лицензию – задача непростая. Для победы в конкурсе оператор должен соответствовать ряду требований, и даже победа не отменяет того факта, что компания в дальнейшем будет руководствоваться лицусловиями в каждом направлении своей работы – от оборудования до формы билета и правил проведения лотерей. КРАИЛ сделала особый акцент на невозможности дублирования операторами лотерей других вертикалей азартных игр, поскольку ранее эксперты рассказывали, что проект лицусловий давал бы лицензиатам государственных лотерей возможности и для букмекерства, и для организации залов игровых автоматов.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх