Азартные игры в Интернете: принципы регулирования в странах Европейского союза

Автор: Анна Нагребельна
06 Майя 2020, 16:48

Азартные игры в Интернете: принципы регулирования в странах Европейского союза

Последняя неделя апреля 2020-го была полна новостей об азартных играх в Интернете в странах ЕС. Введение более жестких лимитов со стороны правительств, возмущение операторов и профильных ассоциаций, напоминание о соблюдении ответственной игры, а также публикация первого кодекса правил для рекламы онлайн-гемблинга – главные моменты, которые фигурировали в информационном пространстве. В чем же особенность этого сегмента европейского игорного бизнеса?

Об азартных играх в онлайне: советы игрокам и ожидания от операторов

Великобритания отличается традициями и довольно жестким подходом к регулированию гемблинг-индустрии, в частности в онлайне. И хотя сейчас там назревает пересмотр действующего с 2005 года законодательства (для его соответствия современным условиям), ослабление в регуляторной политике вряд ли произойдет. Одно из последних сообщений на сайте этого регулятора – новые советы для всех лицензированных игорных компаний и ожидания относительно их действий в части защиты потребителей.

В частности, комиссия обращает внимание гемблеров на то, что сайты с азартными играми могут позволить им установить ограничения на то, сколько они тратят на ресурсе. Также регулятор сообщает о сотрудничестве с Twitter для создания рекомендаций, направленных на поддержку пользователей, которые хотят ограничить количество времени, связанного с азартными играми, которое они проводят на платформе социальных медиа.

Еще в октябре 2019-го руководитель комиссии Нил Макартур выразил обеспокоенность по поводу того, как реклама азартных игр в социальных медиа влияет на детей, молодежь и уязвимых взрослых. Он призвал игорный бизнес быть более социально ответственным в своих рекламных кампаниях.

Азартные игры в интернет

Со своей стороны, Кэти Миншалл, руководитель отдела публичной политики Великобритании, в Twitter отметила: «Мы рады сотрудничать с Комиссией по азартным играм, чтобы предоставить ей информацию об инструментах и средствах управления, которые она может использовать в своей работе».

Другое значительное событие для онлайн-гемблинга произошло в конце апреля 2020 года, когда Европейская ассоциация игр и ставок (European Gaming and Betting Association, EGBA) опубликовала первый общеевропейский кодекс ответственной рекламы азартных игр в онлайне. Подробнее об этом читайте в наших новостях. Документ, в частности, направлен на то, чтобы обезопасить несовершеннолетних и склонных к возникновению зависимости людей от воздействия рекламы игорных компаний.

Собственно, эти примеры доказывают, что европейское законодательство в своем базовом варианте содержит определенные пробелы, которые нужно заполнять отдельными документами и регуляторным влиянием. И ситуация с COVID-19 еще больше проявила эти моменты. Однако азартные игры в Интернете называют вызовом для регуляторов всего мира.

Азартные игры на деньги в онлайне в европейском законодательстве

Специального, единого для всех стран законодательства в сфере азартных игр в Европейском союзе не существует. Каждая юрисдикция самостоятельно определяет нормы регулирования гемблинг-индустрии. При этом местное законодательство должно обеспечивать соблюдение свобод, установленных Договором о функционировании Европейского союза (Functioning of the European Union – TFEU), как их толкует Суд Евросоюза (CJEU). Здесь особенно актуальна свобода предоставления услуг или открытия бизнеса в другой стране ЕС.

Регулирование азартных игр в Интернете в странах Евросоюза предусматривает соблюдение различных нормативных документов. В судебной практике CJEU есть дела о приведении в соответствие национальных регуляторных систем законодательству ЕС, а также толкование основных свобод внутреннего рынка в области азартных онлайн-игр. Это помогает судам стран – членов Евросоюза оценивать правомерность национальных законов об игорном бизнесе с точки зрения ограничений.

CJEU подтвердил, что предоставление и использование трансграничных игорных услуг является экономической деятельностью, попадающей под действие главных свобод TFEU. В то же время европейское законодательство регламентирует случаи, при которых государства могут ограничивать онлайн-операторов в предоставлении услуг по азартным играм. В частности, здесь речь идет о защите общественных интересов: несовершеннолетних, борьбе с лудоманией, предотвращении мошенничества и отмывания средств, полученных преступным путем.

Азартные игры на деньги в онлайне

Европейская Комиссия поддерживает усилия стран ЕС в совершенствовании своих национальных законодательных норм в области азартных игр в Интернете, в частности в рамках административного сотрудничества между регулирующими органами. Кроме того, Европейский комитет по стандартизации разработал стандарт отчетности для надзора за операторами онлайн-гемблинга со стороны национальных регуляторов. Они являются добровольными, но рекомендованными к применению.

Страны ЕС и последние изменения в политике по отношению к онлайн-гемблингу

В Европейском союзе есть страны, которые полностью разрешают онлайн-гемблинг или ограничивают его работу определенным направлениям – например, ставками, игрой в покер или казино. В некоторых европейских юрисдикциях на этом рынке действует монополия, которая представлена государственным или частным оператором на основе исключительного права. Однако все больше стран ЕС создают лицензионные системы, благодаря чему на онлайн-рынке может работать более одной гемблинг-компании.

По данным Европейской ассоциации по азартным играм и ставкам (European Gaming and Betting Association – EGBA), гемблинг в Интернете становится все более востребованным – не в последнюю очередь благодаря технологическим инновациям. Соответственно, по данным EGBA, валовой доход от игр в онлайн-секторе ЕС может возрасти с €22,2 млрд в 2018-м до €29,3 млрд в 2022 году.

Также в EGBA утверждают, что ЕС – мировой лидер в области цифровых развлечений: занимает 49,2% мирового рынка азартных игр в Интернете. Ставки на спорт до последнего времени были самой популярной формой онлайн-гемблинга (42,5%), далее шли игры в казино (32,4%), лотереи (12,6%), покер (5%), бинго (4,3%) и другие (3,2%). 

Однако, учитывая нынешние вынужденные изменения в игорном бизнесе, по итогам 2020-го ситуация несколько изменится. Онлайн-сегмент, скорее всего, покажет более стремительный рост, чем ему прогнозировали еще в январе. Однако активный переход игроков в Интернет вызвал беспокойство у ряда европейских стран. Игровые автоматы в оценках рисков возникновения гемблинг-зависимости стоят на первом месте. Собственно, по доступности и многообразию они также преобладают над другими видами.

Онлайн-гемблинг

Чтобы обезопасить гемблеров, страны – участницы ЕС в начале весны начали активно ограничивать размер депозитов в месяц, бонусные программы, рекламу и использование кредитных карт для оплаты игр в онлайне. Такие меры не противоречат главным принципам Евросоюза, поэтому юрисдикции используют более жесткие правила регулирования сегмента и пока не идут на уступки лицензированным операторам. Правда, эксперты в разных странах говорят о появлении не слишком положительных результатов от подобной политики: игроки в поисках более свободных условий для гемблинга переходят к теневым компаниям, что оборачивается уменьшением налоговых поступлений и нивелированием принципов ответственной игры.

Поскольку наша страна в совершенствовании своей законодательной базы ориентируется на европейские нормы, Уголовный кодекс Украины рассматривает азартные игры как нарушение, пока не произойдет легализация всех видов гемблинга, включая онлайн-сегмент. Несмотря на практику стран ЕС, украинским законодателям следует учесть неудачные примеры в организации государственного надзора за игорным рынком, чтобы детенизация подобных развлечений оказалась действительно действенной.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх