Прошлой год стал прорывным для индустрии электронного спорта, ведь благодаря формату он смог остаться активным тогда, когда события традиционного спорта отменили из-за пандемии и локдауна. И вообще, 2020-й стал довольно насыщенным различными событиями для киберспорта.
Миграция в онлайн
Практически первым же изменением в работе индустрии стала полная отмена проведения LAN-турниров, причем касалось это не только киберспорта, но и гейминга. И в некоторых случаях они даже не имели онлайн-аналогов из-за своеобразия форматов.
И если одни турнирные операторы смогли быстро адаптироваться к новым условиям, например WePlay Esports, в течение года провели ряд соревнований по Dota 2, CS:GO, Valorant и Mortal Combat, то другие готовились к убыткам из-за отсутствия продажи билетов и мерча. Операторы ESL и DreamHack сообщали, что ожидают снижения прибыли на 35-45%.
Крупнейшее киберспортивное событие года – The International 2020 – перенесли на неопределенный срок, причем сам организатор события, Valve, так и не смог назвать точные даты из-за нестабильности в сообщении между странами. Но, несмотря на это, мировой чемпионат успел собрать рекордную сумму призовых – $34,3 млн. И только осенью Valve нарушила молчание и сообщила, что событие состоится в августе 2021 года в Стокгольме. Вместе с этим компания открыла турнирные сетки по Dota 2 для сторонних операторов и позволила им организовывать собственные турниры.
И это пример только одного из крупнейших мировых турниров. С другими дисциплинами в разных странах мира происходило то же – отмена, перенос без точных дат или переход в онлайн-формат. Например, ESL One Los Angeles 2020 сначала отменили, но впоследствии сообщили о его проведении в онлайне.
Аналогичная ситуация произошла и с выставкой Е3: ее проведение вообще отменили без онлайн-аналога. Поэтому на смену пришел Summer Game Fest – общее название для ряда онлайн-выставок и событий от различных разработчиков и издателей, которые анонсировали геймерам свои новые игры, рассказывали новости и делились информацией по разработке определенного тайтла.
Читайте также:Приложения для заработка биткоинов на смартфоны
Бум киберспортивного беттинга
Несмотря на неопределенность с чемпионатами высших лиг, благодаря своему формату киберспорт смог адаптироваться и начать проводить все свои события в онлайн-режиме, оставаясь одним из немногих видов активностей, на которые можно сделать ставку. И это быстро привлекло внимание букмекеров, которые начали расширять или добавлять линии по киберспортивным турнирам. Как сообщали операторы, эта вертикаль довольно быстро стала популярной.
«После отмены английского футбольного чемпионата, Премьер-лиги, количество новых регистраций возросло на 54%. Но, кроме увеличения аудитории, мы заметили и рост ставок – почти в два раза начиная с конца февраля. Мы давно работаем с киберспортом и можем сказать, что нам невероятно повезло, поскольку наша деятельность мало пострадала», – рассказал генеральный директор букмекера Lootbox Квентин Марин.
Это привело также к объединению традиционного и электронного спорта в реализации онлайн-событий – гонки NASCAR или баскетбольные матчи NBA. Интересно, что большинство новых клиентов предпочитали линии по спортивным симуляторам футбола, баскетбола или хоккея. Бизнес объяснил это просто – бетторы традиционного спорта не хотят разбираться в малопонятных им правилах Dota 2 или League of Legends, им проще понять правила электронного футбола.
Похожие показатели были и у оператора Favbet – в течение марта-мая 2020 года уровень киберспортивных ставок вырос на 40%. Представитель компании связал это с отсутствием альтернатив у игроков из-за отмены спортивных событий.
Аналогичная ситуация была и у Parimatch, по словам главы киберспортивного отдела оператора Степана Шульги, активность возросла в полтора раза по сравнению с показателями предыдущих лет. Вместе с тем букмекер обратил внимание на электронный спорт еще до начала пандемии, и в перспективе это доказало эффективность выбранной стратегии работы.
Однако на большинстве тематических конференций и вебинаров представители отрасли практически единодушно сообщали, что именно киберспорт стал «спасательным кругом» для букмекерства, которое впервые оказалось в подобной ситуации.
Подробную информацию по ставкам на киберспорт в 2020-м предоставил оператор LOOTBET. Согласно ей, игроки часто ставили на турниры CS:GO, Dota 2 и League of Legends.
Средние суммы ставок колебались в районе €20-32, а сумма наибольшего выигрыша составила €6540 при ставке в €20.
Интересно, что украинские игроки довольно активно пользовались услугами оператора – Украина заняла первое место в тройке стран, чьи граждане выигрывали чаще, ставя на дисциплину CS:GO.
Читайте также:Когда ждать новостей про ГТА6
Договорные матчи
Однако у усиленного интереса букмекеров к киберспорту были и отрицательные стороны, острейшей из которых стали договорные матчи. Ян Смит, офицер с добропорядочности в Комиссии по честности в киберспорте, сообщил, что количество подозрительных ставок на турниры и матчи в 2020-м увеличилось на 50% по сравнению с 2019 годом. Главной проблемой Ян Смит назвал невозможность контролировать матчи низших лиг (tier-3), которые не имеют значительного финансирования, поэтому выигрыш у букмекера для них может быть более выгодным, чем победа в чемпионате.
Но и топовые киберспортивные команды были замешаны в событиях, связанных с договорными матчами. В частности, известный китайский коллектив Newbee пожизненно отстранили от чемпионатов по Dota 2 из-за участия в договорных матчах, что подтвердила Китайская ассоциация профессиональной Dota 2. Команда отрицает свою вину и обещала обжаловать решение ассоциации.
Похожий случай произошел и во время Pushka League, которую проводил организатор WePlay: из-за проведения договорного матча была дисквалифицирована команда CyberTRAKTOR. По словам руководителя киберспортивного отдела WePlay Esports Антона Токарева, главной проблемой договорных матчей является то, что у игроков нет альтернативных путей улучшить свое материальное и финансовое положение.
Лучшие дисциплины прошлого года
Как уже упоминалось выше, 2020-й стал насыщенным онлайн-событиями по различным дисциплинам. Веб-ресурс Esports Earnings, основываясь на информации из открытых источников, подготовил собственный топ киберспортивных игр, в котором учтены общая сумма призовых средств, количество игроков и турниров. Собственно, этот топ-15 выглядит так:
Дисциплина | Призовые, $ | Количество игроков | Количество проведенных турниров |
| 15,808 млн | 2862 | 570 |
| 9,323 млн | 940 | 148 |
| 8 млн | 1320 | 65 |
| 7,884 млн | 1467 | 104 |
| 6,268 млн | 206 | 35 |
| 5,420 млн | 442 | 14 |
| 5,015 млн | 578 | 40 |
| 4,358 млн | 236 | 10 |
| 4,262 млн | 918 | 55 |
| 4,232 млн | 431 | 40 |
| 3,407 млн | 571 | 175 |
| 2,862 млн | 586 | 106 |
| 2,248 млн | 2137 | 291 |
| 2,164 млн | 623 | 188 |
| 2,094 млн | 317 | 359 |
Аналитическая компания Newzoo в феврале 2020-го опубликовала собственный отчет по развитию индустрии. Ожидается, что в прошлом году доход киберспорта должен вырасти до $1,1 млрд (на 15,7% больше, чем в 2019-м). В то же время $822,4 млн из этой суммы должны были поступить за счет продаж медийных прав и спонсорства. Общая аудитория электронного спорта должна вырасти на 495 млн человек, что на 11,7% больше в годовом исчислении. Соответственно, с нового отчета станет ясно, как пандемия повлияла на ожидания относительно ключевых показателей индустрии.
Отдельно стоит выделить Valorant, для которой прошедший год стал дебютным. Еще во время бета-теста игре от Riot Games предсказывали будущее киберспортивной дисциплины, и это действительно случилось. И как видно из таблицы, по игре успели провести немало турниров, в которых суммарно приняло участие немного меньше игроков, чем в CS:GO. Своим тринадцатым местом Valorant обязана относительно небольшой сумме общих призовых средств.
Читайте также:Какой вид спорта выбрать для ставок
Признание в Украине
Для украинского киберспорта главным событием 2020-го стало официальное признание как вида спорта. Соответствующие документы подала Федерация киберспорта Украины (UESF) в Министерство молодежи и спорта. И, как потом рассказывал председатель правления Иван Данишевский, это был довольно сложный процесс: в Украине не существовало определенных стандартов или практик по работе с электронным спортом, поэтому федерация длительное время готовила необходимые документы и изучала мировые практики. В дальнейшие планы UESF входит популяризация и развитие eSports по всей Украине совместно с организацией новых турниров и киберспортивным образованием.
Параллельно с этим в Украине возникла Украинская профессиональная киберспортивная ассоциация (UPEA), целью которой является объединить на профессиональном уровне игроков, команды и турнирных операторов. И после своего основания ассоциация начала создавать ряд турниров для чемпионата Украины, а также школьных и студенческих лиг. Также работает «Ответственность. Лига», в рамках которой уже созданы две команды – из ветеранов боевых действий и детей, больных аутизмом. По словам представителей UPEA, киберспорт служит хорошим методом реабилитации и профессиональной ориентации. И в конце 2020-го Ассоциация сообщила о старте киберспортивного сезона 2021, во время которого пройдет Школьная и Студенческая лиги, чемпионат Украины и Кубок Украины.
Читайте также:Почему игроки ждут Bulletstorm 2
Читайте также:Dragon Age 4 – дата выхода и последние новости