Полиграф в игорном бизнесе – насколько это оправдано?

Автор: Анна Нагребельна
18 Ноября 2020, 09:10

Полиграф в игорном бизнесе – насколько это оправдано?

Первый квартал 2021-го должен стать началом создания украинского игорного рынка, в частности сегмента казино. Набор персонала – одна из ключевых задач для этих заведений. И в гемблинг-индустрии есть практика применять детектор лжи, или полиграф, для проверки кандидатов на отдельные должности. А вообще, насколько использование такого инструмента оправдано в игорном бизнесе? О положительных и отрицательных моментах мы поговорили с Юрием Михайловым, директором по продажам в СНГ компании BetGames.TV.

Четыре ситуации, когда в казино применяют детектор лжи

«Впервые в своей работе я столкнулся с использованием детектора лжи в 2008 году, когда работал в наземном казино. Именно с начала 2000-х на территории стран СНГ полиграф начали применять в бизнесе, в том числе и в игорном. До этого таким инструментом пользовались только спецслужбы», – так начал свой рассказ о детектор лжи Юрий Михайлов.

Это, первое, знакомство с полиграфом в казино для нашего собеседника связано с тем, что руководство игорного заведения проверяло работников на мошенничество. Детали расследования так и остались не озвучены в копании, однако после прохождения проверки на детекторе лжи сотрудников казино уволили.

Юрий Михайлов говорит, что полиграф в гемблинге обычно используют в четырех случаях:

  1. Ситуативная проверка (как описано выше).
  2. Контроль за работой персонала в игорной компании – тогда проверку проводят периодически, и, как правило, проверяют работников, имеющих отношение к финансам, управлению рисками, контрактам и тому подобное.
  3. При приеме на работу.
  4. Когда работника в чем-то подозревают, а он хочет доказать, что обвинения ложные.

«Совсем недавно я столкнулся с тем, что одно из крупных российских казино при зачислении на работу начало использовать детектор лжи. Это касалось отдельных должностей. Кандидата об этом предупреждают заранее. Сама проверка занимает несколько часов. Специалисты, которые управляют полиграфом и осуществляют непосредственно проверку, после ее завершения дают рекомендацию казино – стоит брать на работу человека или нет. Такие рекомендации затем попадают в личное дело работника, но окончательное решение все равно принимает его непосредственный руководитель», – объясняет эксперт.

Вообще, применение детектора лжи регулирует законодательство определенной страны. И есть государства, где это запрещено. А вот если законодательно разрешено, Юрий Михайлов рекомендует игорным заведениям вносить в трудовой договор соответствующий пункт, в котором работник дает согласие на такую проверку и соглашается с ней.

Можно ли обмануть полиграф?

Можно ли обмануть полиграф?

По словам Юрия Михайлова, такое случалось. Например, можно положить острую кнопку под подошву и наступать на нее сразу после поставленного вопроса. Это поможет ощущению боли сбить реакцию и не позволит полиграфу определить достоверную реакцию.

Кроме того, чтобы помешать детектору лжи, человек может перед проверкой употреблять медицинские препараты или алкоголь. При таких обстоятельствах установить правильный результат будет невозможно, поэтому эксперт обращает внимание – серьезной проверке на полиграфе должно предшествовать взятие анализов, чтобы исключить подобные вредоносные факторы.

Существуют и другие способы обмануть детектор лжи, однако с каждым годом техника становится все более точной и «умнеет», поэтому вполне вероятно, что вскоре бизнес сможет получать очень точные результаты подобных проверок.

«За» и «против» детектора лжи

Представитель BetGames.TV говорит, что никогда не применял полиграф для проверки своих сотрудников, поскольку предпочитает другие методы стимулировать работников, которые действуют не хуже детектора лжи. А сейчас Юрий Михайлов вообще работает в компании, где сама философия бизнеса не предполагает использование таких инструментов.

«BetGames.TV еще называет себя Betfamilia. В основе работы компании – командный дух, доверие, прозрачность, открытость для любых предложений, возможность развиваться и продвигаться по карьерной лестнице.

Сотрудники здесь работают очень подолгу. Меняют департаменты и позиции, если хотят попробовать себя в чем-то новом. Руководство поощряет это. А еще в компании сформирована такая атмосфера, которая не дает появляться мыслям о махинациях.

Сейчас у нас работает около 300 человек, и почти 80% прибыли компания тратит на персонал – развитие, поддержку, бонусы и прочее», – рассказывает Юрий Михайлов.

Вместе с тем эксперт допускает – для игорного рынка СНГ применение полиграфа может быть оправданным. Однако руководителям игровых компаний – и оффлайн, и онлайн – он советует относиться к этому довольно осторожно. Далее на примерах объясним, почему так.

для игорного рынка СНГ применение полиграфа может быть оправданным

Первая история с полиграфом, которую вспоминает Юрий Михайлов, касалась работника художественной сферы. Игорная компания нанимала его на работу, а поскольку проверяла на детекторе всех претендентов, он также был вынужден пройти эту процедуру. При ответе на вопрос о долгах начал очень волноваться, чем вызвал подозрение. Поскольку работодателю именно этот специалист подходил, начали разбираться в ситуации. Оказалось, что парень просто имел ипотеку и переживал за своевременные выплаты, потому и смущали все вопросы о задолженности. В результате, его взяли на работу, от чего компания только выиграла, ведь работник в дальнейшем сделал немалый вклад в ее развитие.

Вторая показательная история от Юрия Михайлова касается маркетолога казино. Этот работник был очень предан игорному заведению и претендовал на определенную должность, но ему дали понять, что повышение ожидать не стоит – назначат не его.

Маркетолог с такой ситуацией мириться не захотел и уволился – сказал, что перешел работать в другую сферу. Однако впоследствии руководство этого казино узнало о его появлении в другой игорное заведение – у конкурента, причем маркетолог ушел с критически важной информацией. Тогда всех, кто работал с этим парнем в одном отделе, проверили на детекторе лжи. Выяснить пытались одно – кто знал и не рассказал руководству, что маркетолог переходит именно в казино. Однако проверка ничего не обнаружила, так как парень не сообщил об этом никому из коллег, чтобы не ставить перед выбором – молчать или доложить на него.

Соответственно, решение о применении детектора лжи стоит принимать, исходя из того, насколько важен результат, и сравнивать это со стоимостью проверки на полиграфе (а обходится она довольно дорого).

И еще один момент, который не стоит упускать из виду: действительно ли казино готово предоставлять внутреннюю информацию постороннему человеку, ведь проверку проводит специалист (не работники игорного заведения). Может так случиться, что во время ответов на вопросы для детектора лжи сотрудники расскажут, например, о скрытых финансовых операциях и прочих непопулярных методах ведения бизнеса.

Полиграф

С другой стороны, полиграф помогает напоминать работникам об ответственности за попытку проводить махинации.

«С нового года, когда игорный рынок в Украине полноценно заработает, перед владельцами казино встанет дилемма относительно использования детектора лжи, ведь в страну вернутся те, кто сейчас работает в игорных заведениях в других юрисдикциях. У кого-то прошлое будет чистым, а у кого-то за плечами могут оказаться проблемы. Как понять, хорошего ли работника вы нанимаете? Отмечу, что здесь поможет не только проверка на полиграфе. Очень действенным инструментом является рекомендательные письма от предыдущих работодателей. И это стоит использовать, ведь так получится узнать гораздо больше о кандидате», – советует в конце нашей беседы Юрий Михайлов.

Если у вас остались вопросы к нашему эксперту по этой или другим темам, заполняйте форму тут. Мы обязательно ответим.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх