Отмывание денег через благотворительные фонды, а также финансирования терроризма – актуальные и достаточно масштабные проблемы современной бизнес-среды. Конечно, эти вопросы остаются важными и для гемблинг-компаний, работающих на рынках ЕС. Поскольку в ближайшем будущем, вероятно, этот вид бизнеса будет легализован в Украине, мы рассказали, что стоит знать о контроле, который выполняет Евросоюз.
Следует отметить, что отмывание денег – это такая деятельность, которая ставит под угрозу глобальную безопасность, единство финансовой системы и ее стабильность. Принятые нормативные документы Евросоюза с целью ликвидации отмывки денег и прекращения финансирования терроризма способны устранить злоупотребление финансовым рынком.
Европейская комиссия проводит оценивание рисков для определения и реагирования на проблемы, которые могут повлиять на внутренний рынок ЕС. Рассматривая пример Европейского союза, это дает возможность принимать глобальные решения в ответ на угрозы международного уровня. Европейский союз имеет ряд директив, чтобы устранить проблему отмывания денег, полученных преступным путем.
|
|
26 июня 2017 Комиссия опубликовала первый отчет об оценке наднационального риска в соответствии с требованиями 4-й Директивы. Комиссия оценила уязвимость финансовых продуктов и услуг. Анализ рисков уязвимости предполагает выявление и устранение угроз, которые могут использоваться для отмывания денежных средств и финансирования терроризма в ЕС.
А 24 июля 2019 в Брюсселе комиссия Евросоюза выпустила новое (второе) сообщения и четыре отчета для Европейского парламента, которые помогут европейским и национальным органам власти продуктивнее справляться с отмыванием денег и финансированием терроризма, а точнее:
|
|
|
|
Третьи страны высокого риска: отмывание денег через банки
Согласно статье 9 Директивы ЕС 2015/849, Комиссия вправе определять третьи государства с высокой степенью риска, имеющие стратегические недостатки в режиме борьбы с отмыванием средств и противоборством финансированию терроризма. Задача состоит в защите целостности финансовой системы ЕС, что в целом устраняет незаконное отмывание денег. Оффшорные зоны часто является как раз тем местом, где проводятся финансовые махинации через оффшоры.
Интересно: Террористы и преступники показали свою оперативную способность переводить средства между различными банками на стадии отмывания грязных денег. Преступники пытаются провести денежные активы через те государства, где наименьший контроль финансовой системы и почти отсутствуют правила банковской тайны.
Директива указывает, что банки и другие участники должны иметь повышенную бдительность в деловых отношениях и операциях с участием третьих государств с высокой степенью риска. Повышенные требования к бдительности основаны на дополнительных проверках и мероприятиях контроля, установленных в статье 18а Директивы.
В свою очередь, Директива ЕС 2019/1153 расширяет возможности использования финансовой информации, позволяя правоохранительным органам иметь прямой доступ к информации о лице-владельце банковских счетов, которая содержится в национальных централизованных реестрах, чтобы находить каналы отмывания грязных денег.
Согласно отчету финансовой корпорации SWIFT, опубликованному в сентябре 2020 года, случаи отмывки хакерами украденных средств через криптовалюту встречаются не так часто. Такие случаи встречаются реже, по сравнению с активами, отмываемыми традиционными способами – посредством «денежных мулов», подставных фирм и инвестиций в другие разновидности преступной деятельности. Однако специалисты отмечают, что в будущем показатель будет только расти.
Также закон позволяет правоохранительным органам иметь возможность доступа к определенной информации из национальных подразделений FIUs, включая данные о финансовых операциях, чтобы улучшить обмен информацией между FIUs. Такие действия помогут ускорить уголовные расследования и дадут власти возможность эффективно раскрывать схемы преступников.
Отмывание грязных денег: цели и задачи борьбы
Для предотвращения использования финансовой системы в незаконных операциях и сохранения целостности рынка ЕС нужно, чтобы кредитные учреждения, пруденциальные надзорные органы, подразделения финансовой разведки, правоохранительные органы, а также частный бизнес делали акцент на своих задачах и обязанностях по ликвидации финансирования терроризма и учитывали признаки и способы отмывания денег. А совместная работа и эффективный обмен информацией между соответствующими органами, как на территории ЕС, так и за ее пределами выполнялись на постоянной основе.