Легализация игорного бизнеса в Украине: в шаге от подписания закона

Автор: Анна Нагребельна
03 Августа 2020, 17:42

Легализация игорного бизнеса в Украине: в шаге от подписания закона

В предыдущей статье мы рассказали о перипетиях, с которыми Верховная Рада принимала проект закона об азартных играх. Также частично остановились на том, почему эксперты не советуют ждать быстрого запуска рынка. В этой, второй, части опишем главные условия, при которых, скорее всего, будет работать гемблинг-индустрия в Украине.

Наземные игорные заведения в Украине: легализация игорного бизнеса, включая казино, букмекеры, игровые автоматы

Благодаря особенностям процедуры рассмотрения поправок к законопроекту № 2285-д народным депутатам понадобилось более одной пленарной недели, чтобы принять документ до конца. Подавляющее количество рассмотренных поправок были отклонены, но некоторые все же нашли поддержку у политиков. В частности, возвращение нормы о размещении игорных заведений не ближе 500 м от детских садов, школ и ряда других. Также нардепы проголосовали за то, чтобы казино можно было размещать в гостиницах низшей категории (чем было в утвержденном профильным комитетом тексте законопроекта): то есть требование «только пятизвездочные» изменено на «от четырех звезд» (** касается данных в таблице, приведенной ниже).

Кроме того, нардепы поддержали увеличение возраста тех, кто будет иметь доступ к азартным играм: от 18 – до 21 года. В части защиты игроков предусмотрено, что реестр самоограничений лиц станет основой для правильной идентификации клиентов. Соответственно, наземные игорные заведения будут иметь четкие правила относительно того, кто может заходить в зал и как идентифицировать игрока.

В случае допуска к азартным играм людей из реестра самоустраненных лиц или моложе 21 года организатор несет финансовую ответственность в размере более 2 млн грн.

Еще одна процедура идентификации будет касаться финансового аспекта, ведь изменения в законодательстве по финансовому мониторингу (с апреля этого года) обязывают гемблинг-операторов выявлять источник происхождения финансов клиента, если это сумма более 30 тыс. грн. Учитывая установленные штрафные санкции за нарушение такой процедуры, операторы вряд ли решатся на это.

Наземные игорные заведения в Украине

БК

Азартные игры в Интернете: легализация игорного бизнеса  

В распоряжении информационного ресурса есть копия окончательного варианта текста законопроекта № 2285-д, который президент или подпишет, или ветирует. Документ предусматривает, что после легализации азартных игр в Украине их можно будет проводить, в том числе и в Интернете.

Юридическая компания VigoLex к вебинару Login Casino «Законопроект № 2285-д. Панельная дискуссия. Roadmap для игорного бизнеса», который состоялся 29 июля, подготовила анализ законодательства именно в части онлайн-сегмента.

Азартные игры в Интернете: легализация игорного бизнеса

Несмотря на то, что особенно онлайн-сегмент азартных игр для Украины будет новым, закономерно, что средства и механизмы для борьбы с незаконным гемблингом в Сети только начнут разрабатывать. На законодательном уровне (в проект закона № 2285-д) установлено следующее:

  • ограничения доступа к сайту по требованию уполномоченного органа;
  • банки и платежные системы, действующие на территории Украины, отказывают в осуществлении платежей;
  • ответственность, предусмотренная законодательством, в частности уголовная – 10-40 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть по состоянию на момент написания материала 17 000-680 000 грн) с лишением возможности заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

Регулятор и его полномочия: легализация игорного бизнеса 

Надзор за игорным рынком в Украине будет осуществлять Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей. В ее полномочия будут входить следующие пункты:

Регулятор и его полномочия: легализация игорного бизнеса

  1. Вносить в органы государственной власти предложения по проектам законов и другим нормативно-правовым актам в сфере азартных игр.
  2. Издавать нормативные акты по вопросам, относящимся к компетенции уполномоченного органа, и контролировать их выполнение.
  3. Принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для выполнения организаторами азартных игр.
  4. Разрабатывать и представлять на утверждение в Кабинет Министров Украины лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сфере организации и ведения азартных игр.
  5. В случаях, определенных законом, обращаться в суд.
  6. Создавать благоприятные организационные и экономические условия для привлечения инвестиций в области организации и проведения азартных игр.
  7. Обеспечивать равные условия хозяйственной деятельности в области организации и проведения азартных игр.
  8. Сотрудничать с соответствующими органами регулирования в сфере организации и ведения азартных игр других государств.
  9. Выполнять функции органа лицензирования хозяйственной деятельности в сфере создания и проведения азартных игр, принимать решение о выдаче и аннулировании лицензий в порядке, установленном законом.
  10. Утверждать перечень, формы и порядок представления отчетности организаторами азартных игр.
  11. Вести реестры, предусмотренные законом.
  12. Рассматривать жалобы игроков и других лиц на действия организаторов азартных игр, а при выявлении нарушений принимать меры, предусмотренные законом.
  13. Взаимодействовать с органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями при осуществлении своих полномочий.
  14. Вести перечень субъектов сертификации, а также определять перечень игорного оборудования, подлежащего сертификации.
  15. Устанавливать порядок проведения инспектирования игрового оборудования, требования по борьбе с выраженной игровой зависимостью (лудоманией), принципы ответственной игры.
  16. Осуществлять мероприятия по предотвращению и выявлению нарушений законодательства в сфере организации и проведения азартных игр.
  17. Осуществлять администрирование Государственной системы онлайн-мониторинга и устанавливать требования к ней, разрабатывать и утверждать порядок ее функционирования.
  18. Применять санкции к организаторам азартных игр и другим субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в области организации и ведения азартных игр в случаях, предусмотренных законом.
  19. Осуществлять мониторинг деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, готовить по его результатам ежегодный отчет об основных показателях деятельности в сфере организации и ведения азартных игр в порядке, установленном этим законом.
  20. Назначать лиц для мониторинга игорных заведений и утверждать порядок их инспектирования.
  21. Обращаться в правоохранительные органы в случае выявления факта нелегальной деятельности игорных заведений, сотрудничать с правоохранительными органами в рамках противодействия развитию и функционированию запрещенных азартных игр и игорных заведений и тому подобное.

Игорный бизнес

Учитывая принятые поправки к законопроекту № 2285-д пока есть противоречия по принципу формирования уполномоченного органа. По словам экспертов, они могут стать причиной для ветирования документа. Подробно об этом сообщил народный депутат партии «Слуга народа» Александр Дубинский. По его словам, сейчас в проекте закона есть две несовместимые правки, касающиеся процедуры формирования регулятора: одна предполагает единоличное назначение председателя и членов комиссии по азартным играм премьер-министром, а вторая – проведение конкурса для этого. При таких взаимоисключающих нормах регулятор будет создать невозможно. Однако другие специалисты говорят, что это противоречие можно устранить уже после подписания документа.

Государственная система онлайн-мониторинга: легализация игорного бизнеса 

Подобные системы – распространенная в мире практика. В Украине онлайн-мониторинг будет направлен на контроль за деятельностью организаторов азартных игр, мониторинг работы игрового оборудования и обеспечения прав игроков. Сама система станет главным инструментом уполномоченного органа для надзора за рынком. Данные, полученные из системы онлайн-мониторинга, впоследствии будут влиять на налогообложение участников украинского рынка.

Соответственно, организаторы азартных игр должны подключить соответствующее игровое оборудование (в частности то, что работает в онлайне) к Государственной системе онлайн-мониторинга. Это является бесплатным. Сама же система онлайн-мониторинга должна иметь сертификат украинского и (или) иностранной лаборатории, определенной регулятором.

В разрезе каждого гемблинг-заведения, каждой единицы игрового оборудования и каждой проводимой азартной игры, а также в разрезе сроков проведения азартных игр (день, неделя, месяц, квартал и год) Государственная система онлайн-мониторинга должна содержать информацию насчет:

  • каждой принятой ставки;
  • возвращенных ставок;
  • выплат призовых.

Все процедуры в Государственной системе онлайн-мониторинга должны быть зафиксированы в режиме онлайн с указанием момента (секунда, минута, час, день, месяц, год) ее осуществления.

Государственная система онлайн-мониторинга: легализация игорного бизнеса

 

Онлайн-системы организаторов азартных игр должны содержать информацию, необходимую для государственной системы онлайн-мониторинга, и передавать такую информацию в систему онлайн-мониторинга в формате реального времени.

Налогообложение украинского игорного бизнеса: легализация

После того как президент подписал изменения в Налоговый кодекс Украины, мы обратились за комментарием к Анне Буяджы, управляющего партнера юридической компании VigoLex, за разъяснениями норм, касающихся именно азартных игр. Ситуация в том, что хотя, кроме лотерей, другой гемблинг в Украине на момент изменения Налогового кодекса находился под запретом, его налогообложение все равно было предусмотрено.

Доход, полученный от азартных игр с использованием игровых автоматов, является объектом налогообложения не только налога на доход в размере 10/18%, установленного п. П. 136.4.1 и 136.4.2 НКУ соответственно, но одновременно и налога на прибыль предприятия в размере 18%, что установлено пунктом 134.1 НКУ. В то же время, в соответствии с подпунктом 141.5.1 НКУ, указанный налог на доход не уменьшает финансовый результат к налогообложению

В последнее время в повестке дня Верховной Рады неоднократно был включен вопрос о пересмотре указанных норм НКУ, но, учитывая сложность принятия базового законопроекта № 2285-д, времени на налоговые аспекты не хватило. 

Законопроект предлагает снизить налоговую ставку на прибыль для букмекеров, интернет

казино, наземных казино и игровых автоматов с 18 до 10%, а для лотерейных компаний 

с 30 до 10%. Также предусмотрено освободить от налогообложения доходы физических лиц на выигрыши в азартных играх, лотереях и т.п.

Реклама гемблинга в Украине: легализация игорного бизнеса 

Реклама гемблинга в Украине: легализация игорного бизнеса

Статья 221 законопроекта № 2285-д устанавливает правила и требования для рекламы азартных игр и их организаторов.

Обратим внимание на то, что запрещено:

  • Для показа на радио и телевидении, в том числе кабельного, спутникового, IP-телевидения, онлайн-телевидения, мобильного телевидения, цифрового эфирного телевидения и других средств передачи сигнала – в период с 6 до 23 часов.
  • Для печати в научных, научно-популярных, учебных, общественно-политических, справочных, литературно-художественных изданиях, изданиях для детей и юношества и других изданиях, во всех печатных средствах массовой информации (кроме специализированных изданий, посвященных азартным играм), а также для показа на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств и метрополитена, средствах наружной рекламы, на товарах (в частности одежде), предназначенных преимущественно для лиц в возрасте до 21 года, и еще в местах проведения развлекательных, театрально-концертных, спортивных и других мероприятий для лиц моложе 21 года.
  • Для спонсирования теле-, радиопередач, театрально-концертных и других мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц в возрасте до 21 года (кроме трансляции спортивных мероприятий), с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр.
  • В рекламе азартных игр использовать лиц в возрасте до 21 года, в том числе в качестве фотомоделей.
  • Реклама азартных игр не должна формировать мнение, что выиграть в азартную игру легко, а также участие в азартных играх может быть источником доходов или альтернативой работе.
  • Нельзя направлять рекламу на уязвимые группы населения (несовершеннолетних, малообеспеченных лиц, лиц, больных психическими заболеваниями).

Игорный бизнес Украина

Остальные рекламные сообщения должен сопровождать текст-предупреждение такого содержания: «Участие в азартных играх может вызвать игорную зависимость. Соблюдайте правила (принципов) ответственной игры». Для каждого предупреждения отводится не менее 15% площади (объема) всей рекламы. Цветовая гамма текста предупреждения должна быть черной, а цвет фона – белым.

Итак, подписание законопроекта № 2285-д президентом Украины станет лишь началом для формирования легального игорного бизнеса в Украине. И международная практика показывает, что более эффективно для государства и полезно для общества, когда азартные игры находятся именно в рамках закона, а не в теневом секторе. Хотя с последним нашим чиновникам и правоохранителям еще предстоит побороться.

Комментарии:
Сейчас читают
вверх