Партнер юридической фирмы Eterna Law представил краткую характеристику основных положений закона о рекламе азартных игр. В частности, он описал разрешенные и запрещенные формы, рассказал, почему КРАИЛ еще не штрафует лицензиатов, и объяснил, что такое бренд оператора азартных игр.
Артем Кузьменко рассказал, что когда рабочая группа работала над законопроектом о легализации игорного бизнеса, было много предложений ограничения рекламы. Однако закон вышел неидеальным, и осталось много вопросов, в частности о рекламе. Но есть и положительные аспекты: регулирование рекламы азартных игр в Украине достаточно лояльное и не содержит большого количества ограничений, если сравнивать с другими юрисдикциями.
Так случилось, поскольку планировалось, что новые операторы будут получать лицензии, выходить на рынок Украины, поэтому им необходимы какие-то возможности для продвижения своих брендов и компаний.
Спикер напомнил, что наружная реклама запрещена полностью, а те объявления, которые можно увидеть ныне – юридические хитрости, потому что рекламируют не бренд азартных игр, а другие вещи, например, радиопередачу.
«Но, если все помнят, то буквально два-три месяца назад наружной рекламы было слишком много. Она была на видеоэкранах и на большинстве бордов, поэтому многие площади были заняты. Сегодня мы видим ее гораздо меньше, по крайней мере, ряда брендов, хотя некоторые продолжают это делать», – сообщил Артем Кузьменко во время своего выступления на Kyiv iGaming & Affiliate Conference, которая состоялась 16 июня.
Юрист отметил, что большинство операторов, которые рекламируются и продолжают это делать, уже получили лицензию и находятся под влиянием КРАИЛ. Штрафовать их не начали, но регулятор обратил внимание, что нужно быть осторожными в рекламировании. Комиссия пока не собирается накладывать санкции на лицензиатов, но в ближайшее время можно будет увидеть первые шаги в этом направлении – соответственно, операторы будут или соблюдать закон, или готовиться к судебным процессам с оспариванием штрафов.
Реклама на радио и телевидении запрещена, кроме ночного времени – с 23:00 до 6:00. Также реклама запрещена в печатных СМИ, кроме специализированных изданий.
Кроме того, спикер акцентировал внимание на том, что представляет собой бренд организатора азартных игр. Когда оператор получает лицензию, дает информацию о своем бренде в КРАИЛ. Соответственно, если широко трактовать закон, то представленные бренды де-факто и являются теми брендами, которые рекламируют сейчас на радио, телевидении и на внешних ресурсах.
«Но они говорят, что рекламируют не бренд, не казино и не букмекерскую контору, а радиопередачу. Поэтому могут быть вопросы к квалификации, поскольку этот бренд заявлен на лицензию, так что я считаю, что КРАИЛ тоже будет реагировать со временем жестче», – отметил Артем Кузьменко.
Однако закон практически не предлагает ограничений для онлайн-рекламы. Разрешено все, кроме распространения рекламы на аудиторию чувствительных к азартным играм лиц и лиц, которые моложе 21 года. Поэтому в онлайне у операторов есть возможности развиваться и рекламироваться.
«Но из-за того, что происходит сейчас на рекламном рынке, включая внешнюю и онлайн-вертикали, позиция регулятора и ряда народных депутатов меняется в сторону ужесточения условий для рекламы азартных игр. Соответственно, я считаю, что нужно ответственно относиться к исполнению закона, потому что ограничения могут все “закрутить” и будет совсем сложно», – подчеркнул Артем Кузьменко.
Спонсорство не запрещено, есть только положение, согласно которому нельзя спонсировать мероприятия, преимущественно направленные на лиц моложе 21 года. Можно легко отфильтровать: детские передачи спонсировать нельзя, спортивные мероприятия можно – все и различной направленности. Многие операторы сейчас занимаются именно спонсорством, ведь это разрешенный путь.
Артем Кузьменко обратил внимание на последние дискуссии – например, насчет брендирования багажной ленты в аэропорту «Борисполь» от казино Shangri La. Лента расположена внутри аэропорта, поэтому считается внутренней рекламой, которая допускается. То есть такую рекламу можно размещать внутри аэропортов, торговых центров или вокзалов.
Однако нельзя брендировать транспорт: автобусы, маршрутки или вагоны метро. Это как раз прямо запрещено законом.
Напомним, что КРАИЛ недавно оставила без рассмотрения три заявления на лицензии по B2B и онлайн-покеру.
Читайте также: Почему некоторые операторы недовольны украинским гемблинг-рынком
Читайте также: Где открылись первые лицензионные казино Украины