Киберспортивное образование: как Украина делает первые шаги

30 Сентября 2019, 11:09

Киберспортивное образование: как Украина делает первые шаги

В мире и в частности в Украине растет количество людей, которые начинают заниматься киберспортом профессионально. Здесь все как у настоящих спортсменов – тренировки, турниры и солидные призовые. Важно образование. О нем будем говорить в нашем материале.

Киберспорт в образовании: почему к нему в мире относятся серьезно?

Прошлый год ознаменовался большими суммами призовых. В частности, согласно данным Esports Earnings, каждая из 10 лучших команд-победителей (по общей прибыли) заработала более $3 млн от турниров и лиг. Приводим перечень этих умелых eSports-участников:

Место

Название команды

Выигранные призовые в 2018 г., $

1

OG

11,47 млн

2

Team Liquid

7,2 млн

3

Paris Saint-Germain Esports

5,36 млн

4

Evil Geniuses

4,17 млн

5

FaZe Clan

4,09 млн

6

Virtus.Pro

3,96 млн

7

Astralis

3,65 млн

8

Fnatic

3,63 млн

9

Cloud9

3,28 млн

10

Vici Gaming

3,04 млн

О серьезном отношении к будущему киберспорту свидетельствует, например, внимание со стороны Всемирного экономического форума, а также Международного комитета по олимпийским играм (МОК) и Глобальной ассоциации международных спортивных федераций (GAISF). Две последние организации в июле 2018 года провели The eSports Forum в Лозанне (Франция). Во время этого мероприятия президент GAISF Патрик Бауман отметил: «Мы понимаем, что спорт никогда не стоит на месте, и феноменальный рост eSports и видеоигр является частью его постоянной эволюции. Форум предоставляет нам важную и чрезвычайно ценную возможность получить более глубокое понимание киберспортсменов, их влияния и будущего развития, чтобы мы могли рассмотреть варианты сотрудничества для взаимной выгоды для всех видов спорта на годы вперед». Согласно оценкам экспертов, eSports является только небольшой частью общего рынка игр, но он растет: за последний год на 38%, то есть почти достиг $1 млрд. Наибольшие поступления – от спонсорства, рекламы, прав на трансляцию для СМИ и лицензирования, то есть, той же бизнес-модели, что и в традиционном спорте. Соответственно, поклонников и болельщиков становится все больше, чему в значительной степени способствует развитие информационных технологий.

В мире все чаще говорят о том, что киберспорт нужно включать в олимпийские виды спорта.

Еще одним доказательством признания электронного спорта перспективным направлением является тот факт, что его включают в образовательные программы и открывают соответствующие факультеты в учебных заведениях в разных странах. Итак, киберспорт в образовании занял свое место.

Многим геймерам будет интересно узнать, будет ли выход Dead Space 4 в 2021 году. 

Высшее образование киберспорт: что происходит в мире

Пока мировые эксперты дискутируют относительно статуса киберспорта и его пагубного влияния на молодежь, школы и университеты предлагают дипломы и стипендии будущим киберспортсменам, а также разрабатывают высокотехнологичные учебные программы для бизнеса в области электронного спорта, дизайна и создания игр и, собственно, сами игры.

В США среди первых вузов, которые начали предоставлять стипендии по киберспорту, стоит отметить два:

  • Университет Роберта Морриса в штате Иллинойс (Robert Morris University Illinois) в 2014 году стал первым учебным заведением в США, который предоставил стипендию в размере $19 000 в год. В общем обучение по киберспорту здесь длится четыре года.
  • Калифорнийский университет в Ирвайне (The University of California Irvine, UCI, или UC Irvine) – первый государственный вуз, который создал официальную программу по киберспорту в 2015 году. В следующем году здесь открыли UCI Esports Arena на базе iBUYPOWER, и UCI предложил стипендии своим первым участникам команды League of Legends.

Другие, меньшие учебные заведения только начинают внедрять подобные программы: в общем, в США их сейчас более 50.

В Великобритании с сентября прошлого года Стаффордширский университет (Staffordshire University) предлагает степень бакалавра по киберспорту. Этот курс ориентирован на проведение турниров и событий, организацию команд и фанатских сообществ, цифровой маркетинг и тому подобное. В университете есть специализированное учебное заведение eSports Lab и Pro-Gamer с новейшим стандартным программным обеспечением и оборудованием.

В июне 2018 года Академия информатики (Informatics Academy) в Сингапуре ввела курс по электронным видам спорта и игровому дизайну. Абитуриентам предлагают заочную форму обучения (на 12 месяцев) или дневную (в течение восьми месяцев). Академия сотрудничает с главными представителями отрасли, в частности с ESL Asia, Riot Games и Twitch. Их специалисты помогали разрабатывать учебные программы, сейчас читают гостевые лекции, а в будущем предложат студентам стажировку.

Читайте также: Bulletstorm 2: дата выхода, геймплей, системные требования 

В Цзинане (Китай) Lanxiang Vocational School в 2017-м ввела трехлетнюю программу по развитию игровых навыков. В течение первого года ученики изучают теорию игр и совершенствуют свои киберспортивные умения. Со второго курса лучшие студенты продолжают становиться профессиональными игроками (многие из них также получают стипендии), остальные получают возможность квалифицироваться как тренеры или менеджеры по электронному спорту. Цель состоит в том, чтобы помочь студентам зарабатывать деньги на цифровой игровой индустрии страны.

По данным iResearch, в Китае 260 млн человек играет в электронный спорт или смотрит его, и их количество постоянно растет. Ожидается, что по результатам 2019 года доход от кибериндустрии достигнет 13,8 млрд юаней ($150 млн). В 910 университетах по всему Китаю есть игровые команды.

Киберспорт есть и в Бразилии. По информации Newzoo, область занимает третье место в мире по количеству любителей электронного спорта после Китая и США.

7,6 млн бразильцев просматривают профессиональный киберконтент более одного раза в месяц. Сегодня в этой стране киберспорт поддерживают на государственном уровне. 45 университетов предлагают обучение по разработке игр.

Не отстают от остального мира и европейские страны. Здесь Финляндия является главным центром развития игр. Операторы рынка поддерживают обучение с eSports. Например, в Каяани работает Nordic Esports Academy, которая может похвастаться одной из лучших учебных программ по развитию игр в Европе.

В Норвегии The Garnes Vidaregaande Skule стала первой средней школой, которая добавила дисциплины по киберспорту к основной учебной программе. Обоснование заключается в том, что оно расширяет способность ученика оставаться сосредоточенным в течение длительного времени.

Arlandagymnasiet в Швеции ввела учебную программу по электронным видам спорта в 2015 году. Цель – подготовить учащихся для работы в киберспортивной индустрии, даже если они не планируют стать профессиональными игроками.

Развивают электронный спорт и в России. В частности, здесь есть академия Skoltech Esports (Сколковский институт науки и технологий) недалеко от Москвы, где исследователи используют для игр технологии, такие как искусственный интеллект и облачные вычисления, чтобы разработать новые виды программного обеспечения, способные к принятию решений в сложных ситуациях. Также ранее мы писали о том, как происходит разработка игр для онлайн казино

Киберспорт образование в Украине: старт состоялся

В Украине магистратура по киберспорту начала работать только в этом учебном году на кафедре инновационных и информационных технологий в Национальном университете физического воспитания и спорта. Программа дневной формы обучения продлится 1 год 4 месяца, заочной – 1 год 7 месяцев. Среди утвержденных курсов являются:

  • информационные и инновационные технологии в киберспорте;
  • система подготовки и соревнований в киберспорте;
  • жанры компьютерных игр;
  • инфраструктура киберспорта;
  • профессиональный гейминг;
  • теория и методика подготовки в киберспорте (eSport)
  • технология проектирования персональных и командных тренировочных программ для спортсменов с различным уровнем подготовки в киберспорте;
  • основы эргономики в киберспорте;
  • стратегический менеджмент
  • психологическое сопровождение спортивной деятельности;
  • методология научных исследований;
  • психология личности;
  • лидерство и командообразование в киберспорте;
  • управления психологическими состояниями в спорте;
  • психорегуляция в спортивной деятельности геймеров;
  • современные тренды менеджмента и маркетинга в работе клуба по киберспорту и киберарены;
  • ивент-менеджмент в киберспорте.

Пока государственного заказа нет, однако представители украинского рынка в целом оптимистично оценивают появление такого высшего образования.

«Я очень горжусь этими начинаниями, ведь я сам очень страдал от отсутствия необходимого релевантного образования в Украине. У нас классный бейсд, хорошая образовательная база, но суперотсталые технологические начинания в любых образовательных структурах. Возможно, я преувеличиваю, но в среднем так. Поэтому мы старались включить к киберспортивному образованию и психологию, и достаточно углубленное IT, и вообще компьютерно-офисное образование, то есть то, что нужно каждый день в жизни. И мне кажется, опрос 2 тыс. человек из приближенной аудитории показал – университет этого не дает <...> Это будет IT-киберспортивное образование, на мой взгляд, достаточно крутое и высокоуровневое», – прокомментировал во время eSport Conference Иван Данишевский, основатель Esports Charts.

Читайте также: Dragon Age 4: новости последние, системные требования

Читайте также: Когда состоится Grand Theft Auto 6 дата выхода на ПК?

Комментарии:
Сейчас читают
вверх