СТО в Galaxion Сергей Лось рассказал о том, как компания получила лицензию на услуги для игорного бизнеса, оценил работу регулятора в этом вопросе и раскрыл детали сертификации игорного оборудования.
Сергей, расскажите, пожалуйста, насколько было сложно получить лицензию на сферу услуг для игорного бизнеса?
Лицензию мы получили не с первого раза, и я бы не назвал этот процесс простым. После первой подачи документов КРАИЛ нам отказала и дала определенные комментарии. Но из тех комментариев не вполне было понятно, в чем наша ошибка. Приходилось постоянно звонить в комиссию, чтобы выяснить, в чем проблема, и мы получили расплывчатые ответы. Они касались пропущенных запятых, данных, поставленных в неправильном месте, и неправильно заполненных форм. Мы это все исправили, подали документы и смогли получить лицензию.
Проблема была в том, что лицензионные условия на сферу услуг не содержат образцов заполнения. Там написано «вы должны подать справку о форме собственности». А как ее подать, что там должно быть? Указывать директора или владельцев? Всего этого в лицусловиях не указано.
Потом, когда я начал рассматривать другие лицензионные условия для операторов, то увидел, что они полные и содержат образцы заполнения форм. А для B2B их нет.
То есть обратная связь от КРАИЛ была некачественной?
Да, она была некачественной, потому что мы вообще не знали, к кому обратиться. Когда мы звонили в комиссию, то получали ответ, что по телефону они на такие вопросы не отвечают, а когда присылали письма – вообще не получали ответа. Мы с трудом нашли кого-то, кто предоставил нам ответы.
Нет такого, чтобы вы позвонили и вам сказали: «Сейчас я вас соединю с человеком, и он вам все объяснит». В комиссии прямо говорят, что они не работают в телефонном режиме.
Если убрать неясность с документами, насколько прозрачны и понятны для вас лицусловия для B2B?
В целом все понятно. Мы получили лицензию, и для нас было немного сюрпризом, что нужно платить сразу за пять лет (1,8 млн грн – ред.), хотя в законе указано, что платить нужно лишь за год с последующим продлением. Но нам в комиссии выставили счет сразу за пять лет, и мы решили с этим не спорить, потому что себе дороже. Цена приятная как для B2B, но мы просто не были готовы, что надо платить сразу значительную сумму. Когда прислали счет, который нужно было оплатить в течение двух недель, нам пришлось поднапрячься. А так, других вопросов пока нет.
Ранее вы говорили, что рынок Украины будет конкурентным для производителей оборудования. Какая ситуация сейчас?
Не думаю, что ситуация изменилась. Считаю, что все производители пытаются выйти на наш рынок и завоевать его. Многие из них предлагают операторам выгодные условия, чтобы они попробовали и дали компании шанс.
Galaxion уже сертифицировал свое оборудование у субъекта из списка КРАИЛ?
Да, мы уже получили сертификаты. Пошли по добровольной процедуре, поскольку одной из крупных сетей, с которой мы работаем, для получения лицензии нужен был сертификат на онлайн-систему организатора, которую мы поставляем. Иначе бы они не запустились.
Итак, клиенты среди украинских лицензиатов у вас уже есть?
Да, и мы уже даже работаем. В Украине есть несколько действующих залов, где установлена наша система. Сейчас это наш самый популярный продукт, на котором мы сфокусировались. Далее будем работать и с рулетками и прочим, но пока приоритет на онлайн-системах.
А где вы проходили сертификацию?
В ООО «Эталон», все прошло хорошо, компания работает отлично. Пока получили сертификат только на собственную онлайн-систему, физическим оборудованием еще не занимались. Но если программное обеспечение достаточно сертифицировать один раз, то на каждую единицу физического оборудования нужно иметь отдельный сертификат.
А нужно ли вам будет повторно проходить сертификацию, если в ближайшие год-два примут технический регламент?
Я слышал такое мнение, что повторно тестировать оборудование, на которое получена лицензия, не нужно. У меня есть такая информация, и я считаю, что это правильно и в порядке закона. Когда появится техрегламент, он начнет действовать с того момента, когда его ввели. А все, что было введено до него, должно работать согласно полученным сертификатам.
Грубо говоря, если на новые автомобили добавить какое-то требование, то это не означает, что оно будет распространяться на все остальные авто в стране. Это так не работает.
Если это оборудование разрешили и ввели в эксплуатацию, то его можно снова запретить. Если же так сделают, то компании могут обратиться в суд.
Конечно, это может решиться как угодно, но логично, чтобы от бизнеса не требовали пересертификацию.
До запрета в 2009 году ваша компания занималась и оперированием. Нет планов по возвращению?
Сейчас этот вопрос на рассмотрении. Пока нет полностью сформированных правил игры (например, налогов или техрегламента), наша компания не готова рисковать.
Расскажите подробнее: Galaxion полностью украинский производитель игрового оборудования?
Полностью украинский. Мы производим не только игровое оборудование, но и медицинское, и вообще мы представлены в различных сферах. После запрета 2009 года мы были вынуждены искать другие рынки и сферы деятельности.
Конечно, как украинский производитель мы создаем рабочие места. Несмотря на то, что компания долгое время работала на экспорт, мы платили все налоги. Это все хорошо для экономики, и я считаю, что это лучше, чем «кормить» европейские компании.
В прошлом интервью вы рассказали, что состояние дел в других странах, где работает Galaxion, довольно плачевное из-за пандемии. Изменилось ли что-то с тех пор?
Латинская Америка стартовала, Грузия тоже начала работать на полную. Но в Латинской Америке пока есть ограничения: социальная дистанция, масочный режим. В Перу вообще по две маски носят, и это клиентов отпугивает. Но прежнего уровня показателей они пока не достигают.
Что касается Грузии, то там все в порядке, они работают без ограничений.
Один из популярных стереотипов – оператор сам может изменять процент выдачи на игровых автоматах. Насколько это вообще реально?
Здесь надо помнить, что речь идет о разных производителях, каждый из которых по-своему регулирует этот вопрос. Одни зашивают процент выдачи в автомат, и его нельзя изменить, у других есть возможность переставить процент. Но, как правило, чтобы его переставить, нужно инсталлировать аппараты – то есть обновлять. После обновления на автомате можно изменить некоторые параметры.
Кроме того, современные автоматы – мультигейминговые. И на одну игру можно поставить RTP 98%, на другую – 94%. Если же оператору что-то не нравится, он может запросить у производителя прошивку с новыми процентами выдачи. То есть процент может меняться, но следует помнить, что согласно игорным законам этот показатель не может быть ниже 90%.
Как правило, не существует автоматов с RTP меньше 90%. В казино по всему миру это вообще не приветствуется, там показатель выдачи от 92%. И я считаю, что по новому техрегламенту нужно проверять, что процент выигрыша на такой-то игре в таком-то автомате не может быть меньше 90%. Для этого либо будут ставить специального робота, который станет играть на автомате, либо будет проверяться по коду.
Но не бывает автоматов с меньшим показателем, на них попросту не будут играть. Надо отходить от стереотипа, что «игровые залы делают так, чтобы человек проиграл деньги». Игровые залы делают так, чтобы клиенты могли приятно провести время. И когда мы все начнем относиться к этому именно так – люди не будут стесняться ходить в игровой зал.