Как мы сообщали ранее, 11 лицензиатов игорного бизнеса подписали саморегулирующийся документ о рекламе гемблинга в Украине. Примечательно, что в нем четко разделены понятия рекламы и спонсорства. И каждое из этих направлений имеет собственные ограничения и разрешения касательно площадок для размещения, содержания и возрастной аудитории.
Наземная и онлайн-реклама
Для начала бизнес сразу решил определиться с площадками, на которых можно размещать рекламу.
Так, в документе операторы согласились, что толкование «рекламы на транспорте» в статье 1 закона о рекламе не тождественно статье 21-1 этого закона, где игорному бизнесу запрещают размещать рекламу «на внешних или внутренних поверхностях транспортных средств и метрополитена».
Поэтому участники меморандума закрепили вывод – по закону им разрешено рекламироваться на территории транспортных предприятий, кроме метро, таких как: аэропорты, вокзалы, морские и речные порты, поскольку в статье 21-1 на это не прописан прямой запрет. А указанные площадки попадают под определение «реклама на транспорте» и «внутренняя реклама», на которую у гемблинга ограничений нет.
Операторы согласовали, что с учетом требований закона они могут размещать рекламу в следующих источниках:
- на радио и телевидении (кабельное, спутниковое, онлайн, мобильное, IP) в период с 23:00 до 06:00;
- в специализированных изданиях, посвященных азартным играм (в законодательстве нет термина «специализированное издание», поэтому под этим термином понимают печатное СМИ, освещающее отдельные вопросы общественной жизни);
- на транспорте, за исключением внутренних и наружных поверхностей транспортных средств и метро;
- на площадках для внутренней рекламы, в том числе в помещениях ТРЦ;
- на товарах (включая одежду), которые предназначены для лиц старше 21 года;
- в местах проведения развлекательных, спортивных, театральных и других мероприятий для лиц старше 21 года;
- в Интернете.
Обязательное предупреждение о риске возникновения зависимости не распространяется на спонсорство, поскольку его регулирует отдельная статья закона о рекламе.
Требования к размеру или объему предупреждения трактуют следующим образом: закон определяет объем/площадь предупреждения независимо от того, вмещает ли предупреждение одно или два предложения, предусмотренные законом. Текст предупреждения в рекламе можно размещать любым способом в пределах площади/объема, указанных в законе.
Изготовление, распространение и размещение рекламы на основании договоров о создании заказа и прав интеллектуальной собственности возможно только при документальном подтверждении, что заказчик является оператором азартных игр.
Закон о рекламе запрещает одному оператору рекламировать бренд другого оператора. Соответственно, это устанавливает ответственность за использование брендов, занесенных в реестры КРАИЛ. Ответственность за противоправное использование бренда несет рекламодатель или заказчик спонсорства.
Интернет-ресурсы с рекламой оператора или его ТМ не должны содержать элементы порнографического характера, жестокости, насилия, унижения чести и призывов к расовой или национальной вражде.
Документ устанавливает дополнительные требования к рекламе азартных игр:
- Текст предупреждения – цвет текста черный, цвет фона белый. Общая площадь – не менее 15% продолжительности или площади рекламы;
- реклама должна содержать информацию о лицензии, выданной КРАИЛ. Если у оператора их несколько – указывается лицензия на сферу азартных игр, которую рекламируют. Громкость и скорость сообщения могут отличаться от громкости и скорости общего сообщения;
- возраст лиц в рекламных сообщениях, включая фотомоделей – 21+;
- в рекламе нужно указывать только сайт, содержащийся в реестрах КРАИЛ;
- содержание нельзя направлять на уязвимые группы населения;
- операторы соблюдают принципы ответственной игры и не должны поощрять проигрыш игрока;
- операторы должны воздержаться от подачи заявок на ТМ, похожие на ТМ других операторов;
- в Интернете операторы должны воздерживаться от переманивания игроков путем ввода их в заблуждение с помощью использования ТМ других операторов.
Спонсорство
Под спонсорской информацией документ понимает информацию, призванную популяризировать исключительно бренд или ТМ оператора.
Спонсорские сообщения участники меморандума согласились размещать:
- во время трансляции спортивных событий;
- в теле-, радио-, театральных и других передачах, которые преимущественно направлены на людей старше 21 года;
- другими путями, в том числе (но не исключительно) на поверхности зданий, сооружений, на элементах уличного оборудования, на транспорте, в кинотеатрах и театрах во время демонстрации кино или спектаклей, а также спортивных соревнований в закрытых помещениях и в Интернете.
Уточнили также метод определения возраста аудитории передач. Соответствующим требованиям закона будут считать передачи, в которых ADH% (Adhesion index) или другой доступный показатель указывает на соответствие целевой аудитории от 21 года. Спектакли или концерты считаются такими, если 51% и более посетителей являются лицами соответствующего возраста.
Анонсы собственных программ или передач с информацией о спонсоре и его бренде не считаются рекламой и могут размещаться в теле- или радиоэфире в любое время. Исключение – начало, перерыв и время после трансляции передач, чья аудитория по ADH% моложе 21 года.
Анонс фильмов с информацией о спонсоре и его бренде, которые имеют ограничения по аудитории зрителей, будут размещаться с 23:00 до 06:00.
Спонсорство спортивных мероприятий допускается без привязки к возрасту аудитории.
В спонсорском сообщении можно размещать титры и устную речь, содержащую призывы, не относящиеся к деятельности оператора. Разрешены также призывы с общей информационной целью, то есть донесение статуса спонсора. Можно размещать и призывы о получении эмоциональной выгоды.
Операторы согласились, что в спонсорских сообщениях нельзя размещать изображения, так или иначе связанные с тематикой азартных игр, казино, игровых автоматов и т. д. Например: нажатие кнопок, крутка рулетки, фишек, жетонов, монетоподобных значков, процесс высыпания или иного движения денег, монет, банковских карт, слотов, карт, игровых кубиков, игровых столов, а также коэффициентов и прогнозов.
Также не разрешено сообщать о рекламных акциях и указывать интернет-адрес оператора. Возраст лиц в спонсорских материалах – 21+. Бизнес согласился не размещать гиперссылки на сайты, социальные сети, мессенджеры и QR-коды снаружи и внутри зданий, на уличном оборудовании и специальных временных и постоянных конструкциях.
Положение по участию в меморандуме
Как разъясняется в заключительных положениях, любая игровая компания может присоединиться к документу. Для этого нужно направить письменное заявление держателю меморандума, которым является Всеукраинский совет гемблинга (UGC). Участник меморандума может отказаться от его исполнения, об этом тоже нужно уведомить держателя за 30 дней с момента прекращения исполнения требований документа.
В случае необходимости внесения изменений решение должно приниматься в результате голосования не менее 80% операторов, подписавших меморандум.
Если же появятся законодательные изменения, которым будут противоречить положения документа, то в течение 10 дней с момента вступления в силу этих изменений стороны собираются на консультации, чтобы привести меморандум в соответствие с требованиями закона.
Позиция регулятора в отношении документа
КРАИЛ поприветствовала лицензиатов с подписанием меморандума и считает это ответственным шагом, который операторы сделали в соответствии с законодательством и мировой практикой. В основу положены принципы ответственной игры и попытка унифицировать правила для всех легальных игроков рынка.
Поэтому комиссия считает подписание документа шагом к реализации законодательных принципов и защите игроков от негативного влияния гемблинга.