Положения финмониторинга для игорного бизнеса – разъяснения Минфина

09 Сентября 2021, 15:14

Положения финмониторинга для игорного бизнеса – разъяснения Минфина

Вопросы финансового мониторинга лицензионных операторов Украины до сих пор не закрыты, поскольку у бизнеса и правительства разные позиции по этому документу. Участники рынка не согласны с требованиями, называя их убийственными, тогда как представители Минфина отмечают, что такие процедуры считаются нормой для других рынков. Подробнее о позиции министерства можно узнать в его письме к Всеукраинскому совету гемблинга, где предоставлен ряд разъяснений по проекту указа.

Какие законы регулируют финмониторинг операторов

Министерство финансов отметило, что закон № 768 о легализации игорного бизнеса вступил в силу 13 августа 2020 года.

Соответственно, статья 15 этого закона предусматривает, что организатор азартных игр обязан соблюдать закон Украины № 361 о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (далее – Закон об отмывании средств).

Подпункт с пунктом 7 части 2 статьи 6 закона об отмывании средств классифицирует операторов азартных игр и лотерей как субъектов первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ).

Читайте также: Минфин разработал 142 замечания к проекту финмониторинга гемблинга

Обязанности СПФМ

Закон об отмывании средств предполагает, что СПФМ обязаны:

  • Стать на учет в Госфинмониторинге.
  • Выявлять финансовые операции, подлежащие финмониторингу (признаки описаны в части 1 статьи 20 закона об отмывании средств).
  • Сообщать о пороговых финансовых операциях или попытках их проведения.

1 января 2021 года вступило в силу постановление Кабмина № 850 «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга». Оно устанавливает процедуры постановки на учет СПФМ и представления информации СПФМ в Госфинмониторинг. Согласно пункту пятому постановления № 850 СПФМ должны стать на учет службы финансового мониторинга не позднее дня проведения финансовой операции с клиентом.

Закон об отмывании средств определяет, что финансовая операция – это любые действия в отношении активов (денежные средства, электронные деньги, имущество, имущественные и неимущественные права) клиента, совершенные с помощью СПФМ.

Определение термина «клиент» тоже можно найти в законе об отмывании средств – это любое лицо, которое обращается за предоставлением услуг к СПФМ или пользуется его услугами для участия в азартной игре.

Министерство финансов отмечает, что в этом контексте выполнение обязанностей СПФМ операторами, которые проводят азартные игры (кроме азартных игр казино) осуществляется при:

  • финансовых операциях по приему и возврату ставок;
  • выдаче (выплате) выигрышей (призов).

азартные игры в казино

А операторы, которые проводят азартные игры в казино, должны выполнять обязанности СПФМ при:

  • обмене средств на игровые заменители гривны;
  • обмене игровых заменителей гривны на средства;
  • выплате выигрышей.

Как встать на учет Службы государственного финансового мониторинга

Порядок № 850 определяет информацию, которую СПФМ должен представить для того, чтобы встать на учет в Госфинмониторинге. Согласно этому же порядку, представление информации происходит в электронной форме в единой информационной системе через личный кабинет. Если такой вариант невозможен, то нужно прислать заполненную бумажную форму по почте.

Формат, структура, реквизиты сообщений, требования, справочники для их заполнения, визуальная форма сообщений и порядок информационного взаимодействия СПФМ со службой финансового мониторинга определяет Минфин.

В письме Министерство финансов информирует, что уже завершило работу по разработке и согласованию соответствующего нормативно-правового факта. А пока он не вступит в силу, действительным остается указ Минфина № 24 от 29.01.2016 о формах учета и представления информации СПФМ в части, не противоречащей закону об отмывании средств.

Минфин отметил, что в настоящее время лишь небольшое количество операторов, получивших лицензии от КРАИЛ, встали на учет Госфинмониторинга как СПФМ. Поэтому другим лицензиатам рекомендуют соблюдать требования закона об отмывании средств и представить информацию для постановки на учет в качестве СПФМ.

Особенности финмониторинга для игорного бизнеса

Пороговыми операциями для украинских операторов считаются такие, суммы которых равны или больше чем 55 тыс. грн или эквивалентны этой же сумме в иностранной валюте, банковских металлах или других активах по официальному курсу гривны к иностранной валюте и банковским металлам.

Операторы азартных игр как СПФМ должны сообщать Госфинмониторингу о:

финмониторинг

  • Финансовых операциях политически значимых лиц, членов их семей и/или людей, связанных с такими лицами, если сумма операций равна или превышает 55 тыс. грн.
  • Подозрительных финансовых операциях/деятельности или попытках их проведения – независимо от суммы их проведения (прописано в пункте 8 части 2 статьи 8 и статье 21 закона об отмывании средств).

По информации Госфинмониторинга, по состоянию на 01.06.2021 от лицензированных операторов не поступило ни одного сообщения об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

Кроме того, Минфин разработал проект о финансовом мониторинге для операторов азартных игр и лотерей и обнародовал документ на официальном веб-ресурсе.

Министерство финансов предупреждает, что во время надзора за деятельностью СПФМ, в частности при применении мер воздействия за нарушения СПФМ требований закона, будут учитывать не только срок вступления в силу закона об отмывании средств, но и сроки вступления в силу нормативно-правовых актов, разработанных на базе закона об отмывании средств.

Операторов призывают не медлить и разработать процедуры по противодействию отмыванию денежных средств в соответствии с требованиями закона об отмывании средств.

 

Комментарии:
Сейчас читают
вверх